Неземная работа

Все статьи

фото: Егор Сачко

«Самолет не подиум для бортпроводников», — директор авиационного учебного центра института транспорта и технического сервиса БФУ имени Канта Зоя Гринько в программе «Бизнес-завтрак» с Юрием Хребтовым

звук здесь:

«Бизнес-завтрак»
Утром по вторникам и четвергам.
Партнер программы —
РК «Резиденция королей»

Большинство жителей нашей области не предполагают, что в составе БФУ имени Канта есть авиационный учебный центр. Кому принадлежит идея его создания?
— Мне. В 2005 году я работала начальником службы бортпроводников в «КД авиа», продолжая поддерживать связь со своими коллегами из БФУ. Тогда же возник вопрос — почему бы нам самим не готовить авиаперсонал на базе университета в центре дополнительного образования. В то время идею не поддержали. Чтобы создать центр, нужно было пройти сертификацию в федеральной службе, в Росавиации, получить множество разрешительных документов, никто, конечно, не хотел этим заниматься: хлопотно. Пришлось мне, тем более что к тому времени я решила заканчивать с летной практикой.

— Для кого вы выпускаете специалистов, ведь Калининград не имеет своей авиакомпании?
— Мы готовим бортпроводников для всех авиакомпаний, с учетом не только внутренних рейсов, но и международных. Тесно сотрудничаем с «Аэрофлотом», «Трансаэро», «S7 Глобус», «ЮТэйр». Ведущие авиакомпании с удовольствием забирают наших выпускников.

— Вы готовите их, учитывая тот авиапарк, которым владеет та или иная компания?
— Бортпроводники на начальном этапе обучения могут получать доступ к четырем видам воздушных судов. В основном в компаниях используются боинги — Classic, NG, Airbus и 757, 767. В нашем учебном центре все эти модули-тренажеры, дополнительные тренинги есть.

— Что нужно для учебы, сколько это стоит?
— Крепкое здоровье, хорошее знание английского языка и приятные внешние данные. Курс стоит 52 тысячи рублей, длится он два с половиной месяца: теоретическая программа, тренажерная, психологическая подготовка, ученики проходят CRM-тестирование (человеческий фактор), получают пакет документов и затем на стажировку в авиакомпанию. 97 % наших выпускников находят работу, тот малый процент, что отсеивается, — случайные люди, которые ошибочно решили заняться этой профессией.

— Девушек вы отбираете по принципу 90-60-90?
— Вовсе нет, это же не модельное агентство. Главное — состояние здоровья. Перед тем как отправить наших учеников на летную медкомиссию в Москву, мы проводим с ними собеседование, тестируем на знание английского языка и полностью ведем подготовку.

Бизнес-завтрак

— Там, наверное, жесткий отбор, требования, как к пилотам?
— К пилотам жестче. Но и для работы бортпроводниками из 150 человек медкомиссию проходят только 30. Для работы пилотами — из 100 юношей только 8-10 человек. К сожалению, у нас нездоровая молодежь.

— Подготовка в вашем центре суровая?
— У нас очень жесткая дисциплина. Я не допускаю, чтобы юноши на занятия приходили в спортивной форме или небритые, никаких футболок, шорт, пирсингов. Девушки должны быть с уложенными волосами, серьги запрещены. Первые две недели приходится с ними жестко бороться, они обижаются, конечно. Но! Юноши должны быть мужчинами, а девушки — женщинами. Многие думают, что профессия проводника — это пройтись по салону, как по подиуму, покрасоваться. На самом деле работа очень тяжелая. Бортпроводники, прежде всего, обеспечивают безопасность пассажиров, а уж потом обслуживание и сервис. Поэтому и подготовка суровая.

— И все-таки требования какие-то есть, — я имею в виду внешность? И кому отдается приоритет? Девушкам?
— Рост имеет значение. Для девушек требования — 160-175 см, для юношей — 165-185 см. Хотя некоторые авиа­компании, напротив, берут высоких бортпроводниц, «боинги» сейчас большие. По внешним формам есть, безусловно, стандарты, размеры у женщин не должны превышать 48-50, у мужчин — 52-54. Многие бортпроводники держат диету. А приоритет отдается юношам, и, по-моему, не только в нашей сфере. Они не уходят в декретный отпуск, у них не болеют дети.

— Если говорить о возрасте, предпочтение молодым?
— В наш учебный авиацентр приходят и те, кому за 30. И если хорошие внешние данные и знание языка наличествуют, — есть все шансы получить работу. 35-40 лет для действующего бортпроводника — это вообще высшая квалификация, это такой кладезь знаний, и практики, которым нельзя разбрасываться.

Бизнес-завтрак

 

«Для работы бортпроводниками из 150 человек медкомиссию проходят только 30. Для работы пилотами — из 100 юношей только 8-10 человек. К сожалению, у нас нездоровая молодежь»

— После учебы вы держите связь с учениками? Может, кто-то из них уже побывал в нестандартной ситуации?
— Конечно, после первого отпуска они приходят, с тортами, цветами, виски, — знают, что это мой любимый напиток. Что касается ситуаций, всякое бывает. Но у бортпроводников и летчиков есть правило «молчание — золото».

— Отдельная история — это транспортировка самолета из Храброво в центр города. Как это было?
— Самолет стоял на стоянке в аэропорту, мы платили арендную плату. Для обучения туда приходилось ездить, оформлять пропуска, это было неудобно, все-таки Храброво режимный объект. Поэтому решили перебазировать самолет. Если честно, было страшно, но мы это сделали. Подготовка длилась три месяца. Перевозили ночью, в сопровождении представителя Росавиации, сотрудников УВД, которые нам очень помогли, как и инженерно-техническая служба аэропорта. И теперь мы единственный учебный центр в России, имеющий реальное воздушное судно.

— Кроме обучения у вас могут пройти переподготовку действующие специалисты?
— Да, ежегодно курсы повышения квалификации проходит персонал калининградского аэропорта. Служба авиа­ционной безопасности — раз в полгода. Недавно благодаря руководству университета мы закупили в Израиле великолепный класс транспортной безопасности. А бортпроводники у нас учатся со всей России — из Владивостока, Сахалина, Краснодара, Оренбурга. Этим ребятам руководство БФУ предоставляет общежитие на время учебы.

— У вас есть даже переподготовка грузчиков. А это зачем?
— Специалисты по опасным грузам должны быть сертифицированы. Аэропорт тем и уникален, что там все профессии должны быть сертифицированы.

— А что вы заканчивали?
— Наш БФУ имени Канта, факультет психологии. Первое мое образование медицинское, я выпускница Калининградского медучилища, работала шесть лет в реанимации областной больницы. Потом так сложилась жизнь, что стала летать — бортпроводником.

— И подобную подготовку проходили?
— Да, в Минском училище. Мы тогда учились гораздо дольше — 6 месяцев. А еще раньше бортпроводников готовили 9 месяцев. Поступила в калининградский отряд белорусского управления гражданской авиации, начинала летать бортпроводником 3‑го класса. Отлетав 6 лет и сдав экзамены, я получила 1‑й класс и мою кандидатуру выдвинули на инструктора, была внештатным экспертом по безопасности министерства гражданской авиации (ныне Росавиация), потом стала начальником службы бортпроводников.

— У профессии бортпроводника «короткий век»?

— Как такового возрастного ценза нет. Я прекратила летать в 50 лет. Да, женщины получают право выхода на пенсию в 45 лет, мужчины — в 50. При определенном «налете». Но в действительности, если бортпроводники пролетали 3-4 года, они уже не уходят с этой работы, их затягивает небо.