Не игрушки

Все статьи

Петр Аброськин

Директор по операционному маркетингу «Яндекса» Петр Аброськин рассказал, чем голосовые ассистенты полезны бизнесу

Как отследить эффективность рекламы у блогеров:

— Чтобы привлечь молодежь, мы заказали рекламу «Алисы» у Николая Соболева, на чей канал на ютьюбе подписаны 3 миллиона человек. Его видеообзор заканчивается вопросом: «Алиса, чем питается Николай Соболев?» Чтобы узнать правильный ответ — хайпом — порядка 40 тысяч пользователей после просмотра ролика скачали и установили себе приложение. Так мы смогли оценить эффективность рекламы
и после использовали этот прием с другими блогерами, — рассказывает Аброськин.

12 октября на лекции в БФУ имени Канта спикеру аккомпанировала «Алиса» — виртуальный голосовой помощник, которая в 2018 году обрела еще одну физическую оболочку в виде «Яндекс.Станции». По словам Аброськина, «Алису», «Алексу» (помощник от компании Amazon. — Ред.), Siri и Google Assistant стоит перестать воспринимать как игрушки для гиков.
     — Голосом управлять легче, чем кнопками. Мы видим большую конкуренцию среди производителей бытовой техники — оставаться лидерами удается тем, кто выпускает «умные» модели, которые синхронизируются с мобильным телефоном и друг с другом. Совсем скоро мы будем включать телевизор, микроволновку или размораживать холодильник с помощью голоса, — уверен Аброськин. В подтверждение он продемонстрировал график, на котором видно, что в США количество людей, использующих голосовые помощники, ежегодно увеличивается на 10 миллионов. Ожидается, что в 2019 году их количество вырастет на 15 миллионов, поскольку «умных» устройств также становится больше.
     В России только «Алисой» ежемесячно пользуется 30 миллионов человек, по мнению Аброськина, аудитория голосовых помощников растет не меньшими темпами, чем в Америке. Чтобы помочь бизнесу найти способ завоевать внимание этой миллионной аудитории, разработчики «Яндекса» создали «Диалоги» — сервис, который позволяет создавать в голосовом помощнике новые навыки. Платформой пользуются такие компании, как Skyeng, HeadHunter, Сбербанк, Мегафон, S7 Airlines, Макдональдс и Reebok. По словам Аброськина, они используют «Алису» для оформления онлайн-заказов, учат отвечать на популярные вопросы, например, «Как открыть счет?» в Сбербанке или «Допустимый вес ручной клади?» в S7 Airlines, и разрабатывают на ее базе специальные квесты:
     — Один из моих любимых кейсов — сотрудничество с авторами мультфильма «Монстры на каникулах 3». Они предложили нам, чтобы в одном эпизоде герой мультфильма обращался не к абстрактному голосовому помощнику, а к «Алисе». Такую версию «Монстров» показали в странах СНГ. Взамен мы разработали новый навык. Если сказать: «Алиса, включи «Монстры на каникулах», запустится игра-квест, где, ответив на несколько вопросов, можно узнать, кто ты из персонажей мультфильма. Звучит просто, но пока мультфильм был в прокате, игру запускали по 30 тысяч человек в день. Наши парт-неры остались довольны, а мы увеличили узнаваемость помощника.
     Аброськин говорит, что подключиться к платформе могут не только «большие» бренды. Калининградской компании, занимающейся доставкой воды, эксперт посоветовал перенять опыт сети «Папа Джонс», которая первая интегрировала голосовой помощник в свой сервис по доставке пиццы.

Софья Сараева
 Фотография Центра цифровых коммуникаций БФУ имени Канта