Нанотехнологии в погоне за рынком

Все статьи

текст: Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко

Стартапы

Композитные материалы, как риарден-металл из знаменитого романа Айн Рэнд, имеют невероятные инновационные свойства, однако рынок относится к ним настороженно. Эксперт в области развития бизнес-проектов Юнна Горобченко беседует с молодым предпринимателем Дмитрием Христовым — основателем стартапа по производству композитных материалов

Знаменский композитный завод

Основан в 2012 году

Производство из композитных материалов:
стеклопластиковая арматура, виниловый шпунт для берегоукрепления, круглые и профильные трубы, полиэфирные профили

Необходим объем инвестиций в 50 миллионов рублей, чтобы начать производство еще одного продукта

Композитный материал — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними

Вы работаете в одной из самых развивающихся индустрий. Композитные материалы, как никогда, востребованы в строительстве, машино- и авиастроении. В строительстве открыли новую эру и буквально распахнули новые двери в конструировании. В некоторых индустриях композитные материалы вытеснили даже сталь. Несмотря на это, я не могу назвать нишу самой популярной с точки зрения инвестирования и развития. До сих пор здесь не наблюдается жесткой конкуренции. Что повлияло на ваше решение заняться производством композитных материалов? Как вы начинали?
— Я работал в крупных строительных компаниях Калининграда и давно вынашивал мысли о собственном деле. Достаточно быстро я понял, что не стремлюсь к карьерному росту, а хочу заниматься производством с экспортным потенциалом. Я работал категорийным менеджером, имел дело с большим ассортиментом и стал обращать внимание на перспективные продукты. Так я узнал о композитной арматуре и начал изучать рынок. В 2011 году в России работали от силы пять предприятий, но спрос на продукт был уверенный. Я решился и начал вести переговоры о покупке оборудования. Как раз у моего родственника стояли большие производственные помещения в Знаменске. Мы подключили еще одного компаньона и привезли оборудование для производства стеклопластиковой композитной арматуры. До сих пор на нее приходится основной объем продаж. На третий месяц производства нам удалось осуществить первую поставку в Латвию. За полгода мы в шесть раз увеличили производственную мощность. На второй год приняли решение о развитие в сфере полиэфирных профилей.

— На каком сырье и оборудовании вы работаете?
— Оборудование российское и китайское. В Китае я был несколько раз и посетил огромное количество предприятий. Там эта сфера развита в десятки раз сильнее, чем в России и Европе. Для нас композитные материалы — нанотехнологии, для них — привычное дело.

Раньше мы закупали сырье в Китае и немного в Европе. Сейчас наоборот. Пара евро-доллар выросла и стало выгоднее везти из Европы.

— Насколько мне известно, рынок композитных материалов в России развит пока еще слабо и занят процентов на десять.
— Да. Большой потенциал продукта и небольшое количество игроков на рынке стали решающими факторами, когда я начал бизнес именно в этой отрасли. В России около 95 процентов арматуры и 70 процентов профилей — отечественный продукт.

— Вы выпускаете очень разную продукцию. Ваш ассортимент выстраивался стихийно?
— С самого начала мы сделали ставку на продукты, проверенные спросом. Мы начинали с желтой арматуры, сейчас выпускаем черную, которая более теплостойкая и выдерживает нагрузки на 20 % больше, чем желтая, и не боится ультрафиолета. Такой продукт сегодня никто не производит в России, он не имеет аналогов. Еще один наш оригинальный продукт — стойка для дорожного знака. Выпускаем сложный профиль — шпунт для берегоукрепления. Мы запустили шестое производство в мире. Первые три находятся в Америке, одно в Китае и одно в Коломне. Недавно выпустили первую партию, ищем сбыт.

В сферу наших интересов входит и дорожное строительство. Сначала мы сотрудничали на почве изготовления столбов для дорожных знаков, потом оказалось, что необходим аналог чугунной решетки. Два месяца мы занимались разработками, в результате сделали пять штук и отдали на испытания. Если все получится — будет прорыв.

Стартапы

— Вы заявляете о себе как о научно-производственной компании. Какую часть вашей работы занимают научные разработки?
— После каждой выставки начинаем экспериментировать. Например, привозим различные добавки к сырью — нанопорошки, которые придают продукции более высокие характеристики. Закупаем специальное оборудование, которое позволяет внедрять новые разработки. Одним из подобных экспериментов стала черная арматура.

— История производства уходит в далекое прошлое. Еще во время Второй мировой войны использовались детали из композитных материалов. Развитие шло медленно, и интенсивный рост приходится только на 80‑е годы прошлого века. Сколько лет эти материалы используют в нашей стране?
— В 70‑х годах в Амурской области построили мост из арматуры. Каждые пять лет с него делают срез, в 90‑е на него загоняли танки — все в порядке. В Канаде и Америке использование композитных материалов очень развито. Россия отстает в этой сфере лет на двадцать.

В наше время, когда ниш в бизнесе практически не осталось и в большей части конкуренция достигла апогея, по какой причине в этой индустрии при огромной емкости рынка и подтвержденной востребованности продукта в развитых странах рынок у нас так мало освоен?

— Я бы выделил две основные причины. Первая — плохая осведомленность потребителя. Вторая — отсутствие норм и ГОСТов.

— Компании, которые занимаются выпуском такой продукции, платят налоги. Неужели нет организации, которая могла бы лоббировать их интересы? Государство принимает участие в развитие отрасли?
— Два года назад Владимир Путин заявил, что российская промышленность не может быть конкурентоспособной без композитных материалов. Дал распоряжение заняться подготовкой кадров, разработкой документации и поддержкой производств. С принятием СНИПов, ГОСТов отрасль ждет бурный рост. РОСНАНО обещало принять до 400 стандартов, в том числе и по композитным материалам, до 2020 года. Нормативную документацию я пока не сильно заметил. Один ГОСТ по арматуре вышел в прошлом году.

Стартапы

— Производственные выставки — ваша основная площадка продвижения?
— Выставки — важнейшая и, как правило, самая эффективная площадка общения с партнерами и покупателями, позволяющая осваивать новые рынки сбыта и обмениваться опытом. Первые два года я ездил в Китай и Европу. Мы изначально выбрали ориентацию на экспорт в Европу. Нам удалось заключить договор со шведами и немцами — во Франкфурте находится наш крупный дилер. В Латвийских сетях продается наша арматура. Проявляют интерес норвежцы и поляки. Сейчас непонятно, что будет с российскими поставками после отмены таможенных льгот через год. Но мне бы хотелось, чтобы половина нашей продукции все-таки уходила в Россию — рынок не занят.

— Какие основные конкурентные преимущества у вашей компании?
— На российском рынке это наши уникальные продукты и научные разработки. На европейском рынке — еще и цена, она ниже на 30 %.

— Какую роль в становлении вашего бизнеса сыграла программа «Ты — предприниматель»?
— Я подал заявку в прошлом году на участие в конкурсе молодых предпринимателей. Прошел на Россию и получил прекрасный опыт. Бизнес-программа много мне дала для профессионального развития. Особенно в сфере управления персоналом.