Мятежный дух

Все статьи

Владимир Маринович прочел лекцию о том, как построить команду мечты, и рассказал, почему в Калининграде не стоит открывать магазин с фермерскими продуктами

Эксперт

Владимир Маринович, акционер Get Taxi, основатель бизнес-школы «Вверх», председатель международной ассоциации блокчейн-решений

Формула «3-7-90»
от Владимира Мариновича:

— Выбирая сотрудников, всегда оценивайте их через призму формулы «3-7-90». Три человека из ста — это люди, которые готовы делать невозможное. Семь человек — люди системы или люди процесса, они помогают первым менять мир. Оставшиеся девяносто — те, кто бесцельно плывет по течению. Чтобы сделать команду эффективной и помочь этим «корабликам» найти курс, важно помнить, что деньги больше не мотивируют людей. Ваша задача — создать правильный настрой в коллективе, а значит, детально прописать все процессы, чтобы каждый сотрудник понимал, что и для чего он делает. Компания не может все время находиться в состоянии стартапа и хаоса, когда каждый делает все, — это вредит бизнесу.

     — В одном из интервью вы говорили: «Все вращается вокруг торговли». Получается, предприниматель всегда продавец?
     — Всегда. Даже тот, что является яростным продуктовиком, каким был, например, Стив Джобс. До 12 часов он решал бизнес-вопросы, а после прятался в дизайнерском офисе, откуда его было невозможно вытащить. Именно поэтому мы с удовольствием пользуемся техникой Apple — каждую кнопочку, каждый элемент интерфейса Джобс пропускал через себя. И даже при этом он был гениальным продавцом — вспомните его знаменитые презентации, которые убедили весь мир, что эти устройства стоят своих денег. Поэтому люди платят эту огромную маржинальность в 500-600 процентов. Даже создавая продукт, всегда нужно думать о том, как его продать.

     — Вы были одним из совладельцев сети магазинов «Гирлянда», которая впоследствии обанкротилась. Почему не получилось продавать фермерскую продукцию?
     — Это очень интересный проект: во‑первых, потому что он действительно обанкротился, а во‑вторых, потому что осколок, который от него остался, — один из самых успешных ресторанов в Санкт-Петербурге «Гирлянда Steak shop & show». Магазины закрылись, когда упал рубль: у нас было все в порядке по среднему чеку, но сократилось их количество. Кризис показал, что платить высокую цену за фермерские продукты были готовы лишь 2-3 процента нашей аудитории. Несмотря на очевидный тренд на натуральные продукты, продавать их очень сложно. Объясню на примере Калининграда: навскидку, учитывая небольшое население города, потенциальных покупателей фермерских продуктов здесь примерно 10 тысяч человек. Это очень недоверчивые люди, до них нужно достучаться, к тому же есть другие магазины, претендующие на их кошелек, — одну только клиентскую базу придется набирать три-четыре года. Во‑вторых, пожалуйста, не идеализируйте фермеров. Когда мы работали с «Гирляндой», я лично общался с ними, и, поверьте, большая часть не соблюдает эпидемиологические требования. Более того, они убеждены, что делать продукцию в говне — правильно. Допустим, вам все же удастся найти порядочных фермеров, с которыми вы договоритесь о поставках пяти килограммов творога ежедневно, но здесь запросто может выясниться, что они не смогут обеспечивать нужные вам объемы. Это адский бизнес, я бы не советовал им заниматься.

Мы тотально друг другу не доверяем, и именно блокчейн-платформы позволяют сделать прозрачной любую сделку, решая тем самым главную задачу — задачу доверия

     — А переходить от традиционных активов к цифровым советуете?
     — В семидесятые годы решением американского правительства доллар перестал быть обеспечен резервом золота. Он устойчив только потому, что семь миллиардов жителей нашей планеты договорились, что им невыгодно ронять доллар. Поэтому вполне вероятно, что в будущем это может произойти и с криптовалютой. Что касается блокчейна, здесь я с уверенностью могу сказать, что за этой технологией будущее. Мы тотально друг другу не доверяем, и именно блокчейн-платформы позволяют сделать прозрачной любую сделку, решая тем самым главную задачу — задачу доверия.

     — Есть бизнесмены, которые однажды создают компанию, а затем всю жизнь ее развивают. Это не про вас?
     — Совершенно не про меня. Я — классический герой и стартапер. Единственный проект, в котором задержался — «Русский стандарт», во всех остальных («Гирлянда», «Улыбка радуги», «Ацтек», Get taxi. — Ред.) работал не больше года-двух. С опытом понял, что эффективен лишь тогда, когда нет ничего, и до той поры, когда появляется структурированность. Как только мне удается с нуля довести проект до системного, прогнозируемого и управляемого бизнеса, мгновенно теряю интерес и, не задумываясь, передаю управление другим людям. Я мятежный, всегда прошу бури. Это не хорошо и не плохо, просто все мы разные. Есть такие как я, а есть те, кому нужно, чтобы их оставили в покое и дали возможность спокойно поработать до шести часов.

     — В своем выступлении вы называете их людьми системы.
     — Верно, и я убежден, что без таких людей, которые работают не ради процесса, а ради результата, невозможна ни одна великая компания. Всегда важен баланс: в команде должны быть и люди-герои, для которых нет ничего невозможного, они идут и проламывают дорогу, и те, кто идет следом и налаживает систему.

Всегда важен баланс: в команде должны быть и люди-герои, для которых нет ничего невозможного, они идут и проламывают дорогу, и те, кто идет следом и налаживает систему

     — В конце восьмидесятых вы продавали джинсы и магнитофоны — в то время так жили многие.
     — Вы правы, я начинал классическим челночником. Маржинальность была адская — больше 1000 процентов. На магнитофонах за два дня из 200 рублей делал 3200, всего за пару поездок можно было купить машину за 7 тысяч или квартиру — за 15-20. Деньги приходили легко и так же легко уходили, так продолжалось до октября 1992 года. Помню, тогда я приехал в Катовице, где находился один из крупнейших рынков. Пошел сильный дождь, я, как цуцик, вымок до ниточки и задумался: а что я здесь делаю? Как сделать так, чтобы продолжать зарабатывать и при этом не стоять на рынке? Ответом на эти вопросы была мерчендайзинговая компания, где я стал топ-менеджером. Впоследствии работал с Олегом Леоновым, возглавлявшим «Юнилэнд», Рустамом Тарико из «Русского стандарта» — это люди, у которых я учился и многое перенял. А уже с 2006 года стал создавать свои проекты и инвестировать в чужие.

Софья Сараева
 Фотография из архива бизнес-школы «Вверх»