Музей почтовых открыток

Все статьи

Легенда

Открылся Дом смотрителя Высокого моста

В музей решаю приехать на такси, но дом номер четыре на улице Багратиона в Калининграде в поиске известного сервиса найти не удаётся — если решите добираться так же, выбирайте цифру «12». У водителя поездка по этому адресу, кажется, первая — он растерянно смотрит в сторону здания из красного кирпича с характерной для неоготики узкой башенкой, на которое я киваю. Такое недоумение объяснимо: долгое время Дом смотрителя Высокого моста (с 2007 года входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. — Ред.) оставался закрытым, а вечерами угрюмо бросал тень на берег Преголи — электричество и другие коммуникации отсутствовали, цокольный этаж был залит водой.

Легенда

О том, что здание, построенное в 1899 году для хранения гидравлических аккумуляторов, насосов, моторов и другой техники для обслуживания моста и без потерь пережившее бомбёжки Второй мировой, сегодня проживает новую жизнь, пока известно не всем. Техническое открытие музея состоялось в конце марта. Создатель проекта, владелец компании Pomatti Михаил Попов уверен в том, что гости сами найдут путь в музей.

Легенда

Выкрашенную в ярко-красный цвет — подходящий оттенок выбирали долго — массивную деревянную дверь украшают голова льва и неприметный на первый взгляд глазок, — в него всё же следует посмотреть на обратном пути. Ближе к полудню, когда солнце поднимется выше, на двери появятся ажурные узоры от кованой решётки — ещё одна черта неоготического стиля; такие же установлены на окнах.

Легенда

Попадая внутрь, оказываешься в небольшом холле. Справа — узкая винтовая лестница, ведущая на другие этажи. Всего их четыре, включая цокольный. Слева находится барная стойка, где можно приобрести сувениры и горячие напитки. Кроме кофейной классики в меню есть кофе с марципаном. Минуя холл, попадаешь в первый зал. Посередине стоит выложенная тёмно-синей плиткой немецкая печь возрастом больше ста лет. Ещё одно яркое цветовое решение — синие стенды, где и размещены экспонаты. В коллекцию музея входит порядка 650 почтовых открыток, связанных с историей Кёнигсберга. Их коллекционированием Михаил Попов увлёкся несколько лет назад, когда с командой готовил экспозицию в Бранденбургских воротах (там работает «Музей марципана», ещё один проект Pomatti. — Ред.), — марципановые фабрики выпускали открытки с собственным брендом. Позже интерес, как и коллекция, стали шире.

Легенда

Михаил сидит в одном из мягких кресел и фотографирует открытку, текст которой начинается со слов: «Дорогой друг! Пожалуйста, не удивляйся этому посланию». Она отправится в Москву, в один из жилых домов на Дмитровском шоссе, — кто станет получателем, пока никто не знает. Таким способом в музее открывается посткроссинг, доступный всем посетителям.

Легенда

Михаил Попов

Несмотря на утро и будний день, в музее уже кто-то есть. Высокая дама в расшитой камнями маске и очках в красивой оправе рассматривает изображённые на открытках достопримечательности. Задумчиво произносит: «Быстротечна жизнь человеческая». Наиболее интересные и редкие открытки — самая старинная датирована 1871 годом — находятся в зале на втором этаже. Рядом со стендами расставлены узкие стеллажи для каталогов. Когда команда музея закончит оцифровывать и переводить открытки, можно будет прочитать, что написано на обороте каждой, а также узнать дату и страну печати — пока этой информацией делятся сотрудники.

Легенда

Здесь же, на втором этаже, есть другой зал. Ещё больше стеллажей и мольберты с работами калининградской художницы Светланы Сметаниной — она подарила несколько картин, в том числе с изображением Дома смотрителя Высокого моста, и согласилась в будущем проводить на площадке музея мастер-классы по созданию открыток. Скошенная крыша над этим залом дала возможность использовать потолок как экран. С проектора транслируют видеоролик, показывающий, как открытка — небольшой кусок картона с картинкой — преодолевает любые расстояния, чтобы сказать кому-то важные слова.

Легенда
Легенда

Досматривая ролик и экспозицию, спускаешься по винтовой лестнице вниз (проход на третий этаж откроется позже) и ловишь себя на мысли, что путь в музей, о котором говорит Михаил, — вовсе не в том, чтобы увидеть открытки. А в том, чтобы начать диалог с близкими и с самим собой.

Софья Сараева
 Фотографии Александра Матвеева