Максимальное погружение в процесс

Все статьи

Персона

Руководитель студии CHASHKINA INTERIOR, член Союза дизайнеров России, лауреат всероссийских и международных конкурсов в области дизайна Алёна Чашкина о работе в Европе, значимости авторского надзора и о преемственности бизнеса

— В этом году студии Chashkina Interior исполнилось 14 лет. Это много для индустрии дизайна?
— Четырнадцать лет — ​достаточно зрелый возраст для практики дизайнера. Тем более что за время работы студии творческий процесс не останавливался ни на минуту. Сделано очень много, а главное, CHASHKINA INTERIOR — ​бренд с высоким кредитом доверия. Для индустрии дизайна это очень важный показатель.

— Ведёте счёт проектам?
— Лет восемь-десять назад было интересно анализировать результат. Когда счёт проектам стал расти в геометрической прогрессии, я отпустила ситуацию. Подобный вопрос встречаю при участии в международных профессиональных выставках, приходится подсчитывать собственные статистические данные.

— Сложно ли управлять большим количеством объектов одновременно? Какая самая быстрая и долгая реализация в вашей практике?
— Несложно, поскольку есть опыт и команда, которой я всецело доверяю. В настоящий момент работа студии, — ​как в проектировании, так и в реализации, — ​идёт параллельно и в Москве, и в Калининграде. Достаточно успешно. Все проекты находятся на разных стадиях: есть такие, где начинаются отделочные работы, другая часть — ​приступаем к проектированию, третья — ​финишная прямая. Самая быстрая реализация в моей практике — ​год и восемь месяцев. Это загородный дом в Светлогорске площадью 550 квадратных метров: он строился с нуля и был сдан под ключ, с мебелью, фасадом, благоустройством придомовой территории. А самый «долгий» проект, дом в посёлке Заозёрье, вела почти шесть лет — ​и он до сих пор не оформлен до конца. Но, несмотря на долгую реализацию, я бы назвала этот дом более чем актуальным. Он выполнен в стиле современного ар-деко, красив и элегантен. Его дизайн остаётся вне времени, если говорить об актуальности. Недавно на одной из интернет-площадок увидела свой проект трёхкомнатной квартиры в современном стиле. Работе тринадцать лет, а выставлена она со статусом «новый проект».

Персона

— А клиентам это важно? Они, когда обращаются к вам, просят, чтобы дизайн не терял актуальность, был вне времени?
— На мой взгляд, это должно быть важно. Мир не стоит на месте, со временем многие вещи так или иначе устаревают. Нужно всегда стараться мыслить наперёд, искать новые истории для будущих интерьеров, которые не потеряют актуальность. Моё вдохновение — ​ежегодное посещение Миланской выставки. Мероприятия такого высокого уровня дают понимание, что происходит в мире дизайна и архитектуры. Во время выставок ты первым знакомишься с передовыми технологиями и трендами — ​в этот момент нащупываешь идеи, начинаешь думать, как применить их в своей работе. Актуальными мои интерьеры делает то, что я беру всё лучшее с выставок и практически сразу внедряю. Иногда достаточно набросков, которые демонстрируют фабрики, чтобы понять, буду ли я использовать тот или иной материал. Уточню — ​принципиально работаю только с живыми материалами, чтобы все элементы интерьера грамотно сложились. Каждый цвет обладает миллионом оттенков, а печатные каталоги от производителей их не передают в принципе.

— Исключения бывают?
— В моей практике — ​однажды. Работая над интерьером салона швейцарских часов, я увидела предпоказ новой коллекции плитки в одном из салонов города. С первого взгляда поняла, что именно эта плитка сделает весь интерьер, — ​не просто украсит его, а создаст нужную атмосферу. Конечно, мы рискнули и сразу сделали заказ. Интерьер салона впоследствии стал победителем на IV Всероссийском профессиональном конкурсе, который проходил в Москве, — ​лучший часовой салон года в номинации «Лучший интерьер».

— Вы часто участвуете в профильных конкурсах. Какими достижениями гордитесь?
— Конкурсные площадки для дизайнера очень важны. Они дают возможность оценить свои силы и знания, почувствовать дух соперничества и борьбы. В последний год я больше выступаю как член Судейской коллегии на международных конкурсных площадках. Тем не менее, в этом году одна из моих работ получила на Международном российско-итальянском профессиональном конкурсе PREMIO DECOR DESIGN12+ 2020 наивысшую оценку Международного профессионального жюри из Италии, Белоруссии, Москвы и Калининграда — ​Гран-при и Звание Мастера. Это звание налагает определённые серьёзные обязательства. Ты понимаешь, что это огромная ответственность, высокая планка, которую необходимо держать и впредь.

Персона

— То, что у дизайнера много премий, влияет на выбор потенциального клиента?
— Если потенциальный клиент понимает, какой огромный труд стоит за признанием в мире дизайна и что дизайнер — ​прежде всего профессио­нал, который живёт результатом, то, конечно, он будет иметь огромный кредит доверия к выбранному специалисту. При этом результат зависит не столько от того, насколько хорошо нарисован проект, сколько от качества воплощения проекта. К сожалению, есть и те, кто по-прежнему думает: зачем вообще он [дизайнер] нужен, и — ​тем более, — ​зачем платить ему деньги, можно всё сделать самостоятельно.

— Это большое заблуждение?
— Да, оно связано с тем, что не все понимают, что такое дизайн-проект, из чего складывается его цена, почему необходимо авторское сопровождение.

— Объясните.
— Получение профессии дизайнера, как врача, юриста или экономиста, требует сил, времени, финансов. Серьёзный багаж знаний — ​эргономика, построение композиции, колористика, архитектурное проектирование, чертёжная графика, искусствоведение, материаловедение, как строительное, так и по отделочным материалам, — ​в идеальном случае всё это умножается на природный вкус, талант и приобретённый с годами опыт. Самое дорогое и сложное — ​идея, мысль, она составляет суть будущего дизайн-проекта. Как ни парадоксально, эта часть работы чаще всего недооценивается. И именно она определяет роль дизайнера. Невозможно создать концепцию [дизайн-проекта], не имея багажа знаний, умения работать с пространством. Если бы каждый человек делал это грамотно, профессии дизайнера бы не существовало.

— Как устроен процесс создания нового интерьера?
— Когда дизайнер приступает к работе над новым проектом, он целиком погружается в него, продумывает его историю, отталкиваясь в первую очередь от тех, кто будет здесь жить. На первых встречах я стараюсь как можно больше узнать о жизни владельцев — ​есть ли в семье дети, что считают комфортным, о чём мечтают. Чем больше знаний, тем легче составить портрет семьи и создать интерьер, жизнь в котором принесёт удовольствие. Я убеждена в том, что умение чувствовать и понимать людей — ​один из ключевых навыков дизайнера. То, каким получается интерьер, — ​почти всегда отражение того, как ты услышал клиента и насколько хорошо его понял. Если отношения строятся на доверии, удаётся попасть в точку.
Для меня создавать внутри стен что-то другое, лучшее — ​сложная и увлекательная задача. Этот процесс нравится даже больше, чем декорирование. Потому что в этот момент меня ничто не ограничивает, я полностью управляю пространством. После обсуждения концепции стараюсь показать будущий проект в лучшей форме — ​3D Mах-формате. Создание красивых и максимально реалистичных фотографий будущего интерьера — ​серьёзная, самостоятельная работа. Наличие высококачественной визуализации в проекте увеличивает стоимость проекта вдвое.
Если визуализация утверждена, наступает самый ответственный и кропотливый этап — ​архитектурные чертежи. К этому времени должна быть завершена работа по оснащению проекта. Без чёткого понимания, что, какого размера и цвета, технического наполнения — ​будь та или иная мебель или предметы — ​создать грамотные технические чертежи, разработать узлы и сечения, для строителей будет сложно. Всегда удивляют заказчики, которые хотели бы получить чертежи ещё вчера.
Нужно понимать, что мир дизайна постоянно развивается. Будучи профессиональным дизайнером, я постоянно изучаю печатные издания, каталоги, посещаю мастер-классы, конференции, крупнейшие выставки в Италии, Испании, Франции. Всё это наполняет новыми знаниями и вдохновением, помогающим в создании дизайн-проектов. Обучение у лучших требует времени и финансов. А качественный, хорошо продуманный дизайн-проект не может быть выполнен за скромное вознаграждение.
Что уж говорить об авторском надзоре. Уважающий себя человек никогда не приобретёт половину работы. Это всё равно, что мечтать о модном костюме, купить красивую ткань, выкройку и попытаться сшить самостоятельно.

Персона

— Поэтому вы не работаете без авторского надзора?

— Авторский надзор необходим, чтобы защитить проект и гарантировать результат. В процессе реализации постоянно возникают спорные вопросы, для их решения требуется присутствие дизайнера как автора проекта.

— Когда смотришь в социальных сетях фотографии с выставок, презентаций и других мероприятий, складывается ощущение, что с брендами у вас не столько деловые отношения, сколько дружеские. Это так?
— Работая с европейскими брендами, я стараюсь лично познакомиться с производством, жизнью компании и основателями бренда. Как правило, узнаю удивительные истории семейной династии. Не спорю, приятно, когда прилетаешь на выставку Feria Habitat в Валенсию, а на стенде португальской фабрики Stylish club на огромном экране — ​видеоролик с твоим реализованным проектом с продукцией бренда. Я хорошо знакома с историей этой компании, меня приглашали на фабрику. Приятно осознавать, что поколениями здесь работают не только владельцы, но и рядовые сотрудники. И все разделяют любовь к своему делу и продукту — ​это вдохновляет.
Знаю, что многие европейские производители имеют в своих брендбуках фотографии реализованных проектов от CHASHKINA INTERIOR. Скоро выйдет книга одного моего любимого итальянского бренда, где будут собраны работы дизайнеров и архитекторов со всего мира. Рада, что и наши проекты войдут в этот каталог.

— Ваше имя хорошо знают в Европе и Москве. Как появились первые проекты за пределами Калининграда?
— Благодаря рекомендациям, социальным сетям, работе сайта и просто делу случая.

— Клиенты из Москвы отличаются от клиентов из Калининграда?
— Как и в Калининграде, клиент абсолютно разный, в основном — ​готов на эксперименты. Но при этом вначале всегда остро чувствуешь тень сомнений и недоверия — ​точно ли так будет? Правда ли это осуществимо? В процессе работы сомнения, конечно, уходят. Интересно, что в Москве до сих пор сохранилась любовь к классическим направлениям в дизайне, тогда как в Калининграде больше предпочитают современные.

— В портфеле Chashkina Interior в этом году есть общественные интерьеры?
— Сделала два салона в Калининграде. В работе ещё два: раскрывать подробности пока не буду, скажу только, что это будет роскошное арт-пространство и очень стильный салон. В Москве в начале года сдали офис, сейчас делаем ювелирный салон. И хотя я всё-таки больше люблю частные интерьеры, получаю огромное удовольствие от работы над общественными проектами. Мне самой нравится бывать в красивых местах — ​это одна из причин, почему для семейного отдыха в Калининграде мы выбираем ресторан Dolce Vita. Это наше любимое заведение.

— Мнения о влиянии локдауна на индустрию разные: одни эксперты говорят о растерянности дизайнеров, другие, напротив, о подъёме, поскольку, оставшись дома, многие решили изменить интерьер. Какие выводы у вас?
— Весной была уверена в том, что удастся сбавить темп, больше времени уделить семье и чтению книг. Тем более что локдаун остановил все московские стройки и часть калининградских. Но мои ожидания не оправдались. Начиная с марта спрос на дизайн-проект от CHASHKINA INTERIOR вырос в два с половиной раза, несмотря на значительное изменение ценообразования. Набрали новых сотрудников, работа идет удалённо, но очень эффективно — ​о растерянности и речи быть не может. Находясь на самоизоляции, я с удовольствием взялась за реконструкцию своего дома и придомовой территории — ​из-за большого объёма работы собственная стройка движется не так быстро, как хотелось бы.

— Какие тенденции выявила пандемия?
— Загородное жильё стало более востребованным, потенциальные клиенты предпочитают ограниченному пространству квартиры придомовую территорию, собственный сад — ​они дают больше свободы. Дома сейчас пользуются большим спросом, чем квартиры.

Персона

— Но и квартиры раскупили. Застройщики рассказывают, что продавать нечего.
— Это правда. Популярность Калининградской области растёт с огромной скоростью, неудивительно, что недвижимость распродана даже на стадии строительства. Близость к Европе, Балтийское море, Куршская коса, мягкий климат — ​наш регион любят за это. Я сама убеждена, что Калининград — ​один из лучших городов России.

— Когда Сергей начал работать с вами?
— Семь лет назад, когда окончил службу в правоохранительных органах. Работать вместе предложила ему сама, ведь первое высшее образование Сергея — ​инженер-строитель. Он самостоятельно изучил ArchiCAD, теперь ведёт проекты. Обсуждаем все вопросы, связанные со строительством, вместе ездим на стройки. Помогает его управленческий опыт. Я мягкий человек, хотя, следует сказать, эта мягкость условная. Когда вопрос касается любимого дела, приходится натягивать струны.

— Так было всегда?
— Нет, это пришло с опытом. Муж говорит, что раньше не мог представить, что я буду настолько требовательной и принципиальной. Работа воспитывает меня, я вынуждена принимать правила игры, по-другому воспринимать какие-то вещи. Когда занимаешься делом всерьёз, нужно иметь не только большое сердце, но и разумный подход к делу, сильный характер.

— Два года назад, в интервью Ī«Королевские ворота Woman»16+, вы говорили, что дети проявляют интерес к вашей профессии. Что изменилось за это время?
— Дочь Катерина сейчас учится на втором курсе института дизайна БФУ имени И. Канта. Увлечённо занимается проектами. Я рада, что она старается самостоятельно, без моего участия, приобрести багаж знаний. В Катерине чувствуется сильный характер, упорство и внутренний стержень. А значит, у неё всё получится.

Персона

— А сын?
— Александр оканчивает одиннадцатый класс, готовится поступать, но, скорее всего, не в Калининграде. Он тоже мечтает присоединиться к семейному делу. У него есть потенциал и творческое начало, мне кажется, он сможет создавать удивительные вещи. Но это только мои предположения.

— Что вам кажется правильным: если после окончания университета Катерина и Александр станут работать с вами или если начнут карьеру в другой студии?
— Считаю, что у каждого человека должен быть свой путь, своя дорога. Чтобы стать хорошим специалистом в области дизайна, нужно много учиться, особенно важны практические знания. И эти знания нужно приобретать у лучших. Мне близка идея, когда в бизнесе есть преемственность. Если дети захотят работать со мной и Сергеем в одной команде, я буду очень этому рада. Но поддержу и приму любое их решение.

Софья Сараева
 Фотографии Светланы Андрюхиной и из архива Алёны Чашкиной
 Стиль, постановка съёмки: Ангелина Анишина
 Макияж: Вита Шмидт, @shmidt.mua
 Образы: Louvery
 Локация: Dolce Vita