Куда смотрят иностранные инвесторы

Все статьи

Эксперт

Что повлияло на рост российского венчурного рынка в то время, когда многие секторы экономики падали? Кто был наиболее активен и почему госсектор продолжает страдать? Рассказывает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов

— Российский венчурный рынок в 2020 году вырос почти в два раза. Объём публичных сделок с участием российских стартапов составил 21,9 миллиарда рублей против 11,6 миллиарда в 2019 году. Казалось бы, пандемия, и такой рост. Что на него повлияло?
— Для венчурного рынка кризис — всегда время возможностей. Старые бизнес-модели теряют рентабельность, в то время как другие наращивают обороты и прибыльность. Пандемия выявила привлекательность сразу нескольких направлений для инвестиций. Люди оказались заперты дома, но не утратили базовые потребности в еде, развлечениях и медицине. Стартапы в отраслях медтеха, онлайн-развлечений и онлайн-образования стали активно получать финансирование: как первичное, так и финансирование на расширение бизнеса. В результате количество сделок выросло со 134 в 2019 году до 180 в 2020 году. Но важно понимать, что рост до 21 миллиарда был сформирован, в том числе, несколькими крупными сделками. Если их не учитывать, рост не такой значительный.

— Сравните вход в капитал российских и зарубежных компаний. Где он меньше и почему?
— Самая крупная сделка 2020 года была совершена за счёт иностранных инвестиций в российский стартап Miro — 3,8 миллиарда рублей. На втором месте сделка в онлайн-кинотеатр ivi, там инвестиции 3,7 миллиарда рублей. Это венчурный кредит от «Альфа-Банка». В принципе, суммы сравнимы. Ну и были сделки поменьше.
Выросшее число сделок говорит само за себя. Может быть, дело не в деньгах, но по уровню финансирования рынок точно увеличился. Другое дело, что объём инвестиций, который можно получить на Западе, в разы больше, чем у нас. Эти объёмы пока в Россию не идут. Также на примере этих сделок виден и фокус, куда смотрят иностранные инвесторы, — это в первую очередь проекты, ориентированные на международный рынок. В то время как российские инвесторы готовы смотреть на локальные проекты.

— Какова доля иностранных инвестиций в общем объёме российского венчурного рынка? Что больше всего интересует иностранных инвесторов в нашей стране?
— В 2020 году иностранные инвесторы вложили около 7,5 миллиарда рублей в 24 сделки. Это составляет примерно 35% от общего объёма публичных сделок в денежном выражении. Но если в объёмах сделок иностранцы были лидерами, то по количественному показателю уверенно лидируют российские частные инвесторы, совершившие 55 публичных сделок. Это можно объяснить тем, что иностранных инвес­торов интересуют в основном стартапы, способные на международную экспансию или изначально значительно ориентированные на западный рынок.

— Почему направление государственных инвестиций на российском венчурном рынке падает?
— Объём госинвестиций в стартапы упал на 27% — с 4,3 миллиарда до 3,1 миллиарда рублей. Но государству всегда тяжело инвестировать в стартапы, потому что естественной частью венчурного бизнеса является высокий процент не­удачных, убыточных сделок. А с точки зрения государственных денег такие неудачи можно расценивать по-разному, в том числе как объект для критики. Была ещё локальная причина — государству трудно принимать быстрые решения на сложном, меняющемся из-за пандемии рынке. Адаптация происходила медленно. И если частные инвестиционные фонды, серьёзно снизив активность в первом полугодии, во втором, наоборот, усилили инвестиционную деятельность, то госинвесторы, к сожалению, действовали медленнее. Так что вполне вероятно, что в 2021 году мы увидим всплеск как раз госинвестиций.

— По итогам прошлого года рынок можно поделить на три условные группы: компании, пострадавшие от пандемии, выросшие на фоне пандемии, и те, у кого ничего не поменялось. Какие из них наиболее привлекательны для инвесторов?
— Венчурные инвесторы всегда ищут стартапы, способные показать максимальный рост, а пострадавшие от пандемии отрасли или те сегменты, в которых ничего не поменялось, по сути, не способны его дать. В связи с этим наиболее привлекательно выглядели компании, выигравшие от пандемии, но при этом формирующие новые привычки потребления. Например, онлайн-развлечения, онлайн-доставка, онлайн-обучение и так далее. Рост, который они продемонстрировали во время пандемии, вызван внешним фактором. Но привычки, которые пандемия сформировала, останутся навсегда. Вот эти отрасли и интересны сейчас для инвестиций.

— Как изменилась роль акселераторов? Что повлияло на эти изменения?
— Российские акселераторы третий год подряд снижают инвестиции и перестраивают бизнес-модель. Помимо входа в стартап, надо понимать и точку выхода. С этим возникли сложности. Открыто о новом подходе заявили в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ). Российские стартапы, ориентированные на внутренний рынок, после получения первичного финансирования у акселератора сталкиваются со сложностями в получении дополнительного финансирования на расширение, поскольку не интересны иностранным инвесторам. Поэтому «Акселератор ФРИИ» перестраивает фокус на стартапы, ориентированные на международный рынок. Думаю, по этому пути пойдёт большинство акселераторов. Поэтому в будущем стоит ждать возрождения инвестиций.

Артём Тузов

Эксперт

Окончил Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Получил мини-MBA в Высшей школе экономики по направлению «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов».

С 2006 года работал в инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент». Последовательно занимал различные должности, в том числе заместителя начальника департамента алгоритмической торговли. С января 2015 года работал в должности исполнительного директора, с декабря 2017 года по июнь 2020 года занимал пост генерального директора «Церих Кэпитал Менеджмент».

В разные годы входил в состав членов комитета НАУФОР по брокерской деятельности, состоял в комитете по развитию Санкт-Петербургской биржи, комитете по срочному рынку

Московской биржи. С октября 2020 года является исполнительным директором департамента рынка капиталов инвестиционной группы «Универ Капитал».

— Можно ли вообще адекватно оценить ситуацию на венчурном рынке? Ведь он традиционно непрозрачен. Многие фонды не раскрывают размер инвестиций.
— Это так. Но, на мой взгляд, мощным трендом на российском венчурном рынке стало постепенное создание экосистем крупными публичными игроками, такими как «Яндекс», «Сбер», Mail.ru Group, АФК «Система», «Альфа-Групп». Они постепенно формируют набор активов из разных отраслей в попытке создать единую экосистему, синергию, в том числе за счёт активных сделок по покупке успешных нишевых игроков. Такие сделки публичны и прозрачны, что создаёт для инвесторов на более ранних стадиях понятную точку выхода и вынуждает вести деятельность по стандартам, понятным крупным игрокам. Так что, скорее всего, в 2021 году мы увидим более прозрачный венчурный рынок.

— Важная часть венчурного рынка — различные крупные мероприятия, где авторы стартапов знакомятся с инвесторами, обмениваются идеями и мнениями. В прошлом году никаких мероприятий не было. По крайней мере, офлайн. Как это влияет на рынок?
— Венчурный рынок — кроме госсектора — быстро перестроился. Многие проекты во второй половине 2020 года рассматривались в онлайн-режиме, решения об инвестициях принимались без встречи лицом к лицу. Это было выражено в первую очередь в иностранных сделках, поскольку физически невозможно встретиться — авиасообщение затруднено, разные режимы локдауна в разных странах. Но в любом случае после окончания пандемии офлайн-мероприятия вернутся. А коммуникация, вероятно, изменится на комбинированную — с офлайн и онлайн-мероприятиями.

— С ростом популярности Clubhouse16+ в российском сегменте сервиса появилось много комнат, посвящённых венчурным инвестициям. Как новый сервис может повлиять на организацию мероприятий в онлайн-формате?
— У венчурных фондов и стартапов есть фундаментальная потребность в том, чтобы познакомиться и узнать друг друга. И тех, и других довольно много, поэтому любые сервисы, позволяющие знакомиться и общаться, полезны. Clubhouse, скорее всего, даст некие горизонтальные связи: там есть возможность встретиться некоторому числу лиц и пообщаться друг с другом в приватной комнате либо получить информацию у какого-то авторитетного эксперта.

процент неудачных сделок на венчурном рынке крайне высок. Например, один из самых известных и успешных акселераторов Y Combinator из тысячи инвестиций в стартапы получил всего две суперуспешные — Airbnb и Dropbox. Поэтому начинающим инвесторам я также не рекомендовал бы входить на первичной стадии финансирования бизнеса

Эксперт

— Есть предприниматели, готовые вложить деньги в интересные решения. Но не все понимают, с чего начать. Что посоветуете?
— Нужно понимать, что венчурные инвестиции не для всех. Бизнесмену, заработавшему состояние в классическом бизнесе, где есть готовые бизнес-модели и специалисты, может быть сложно перестроить мышление на работу с бизнесами, в основе которых лежит фундаментальная неопределённость как в бизнес-моделях, так и в людях, их возглавляющих. Поэтому я бы предложил начать инвестиции через уже существующий венчурный фонд, раскрывающий свои сделки и выстраивающий прозрачную коммуникацию с инвесторами, объясняющий принципы и факторы для своих инвестиций.

При этом следует помнить, что процент неудачных сделок на венчурном рынке крайне высок. Например, один из самых известных и успешных акселераторов Y Combinator из тысячи инвестиций в стартапы получил всего две суперуспешные — Airbnb и Dropbox. Поэтому начинающим инвесторам я также не рекомендовал бы входить на первичной стадии финансирования бизнеса, который существует только на уровне идеи и команды. На этом этапе очень высокий процент отсева. Имеет смысл посмотреть на набирающие популярность Pre-IPO проекты. Это бизнесы, которые уже получают последнее или предпоследнее финансирование перед размещением на бирже. Airbnb проводил Pre-IPO четыре года назад. Можно было вложиться в него ещё до размещения, а потом уже, когда компания вышла на биржу, произвести выход. Тут, конечно, человек не заработает в десять или сто раз больше, чем вложил, но инвестиция менее рискованная. Главное — не концентрироваться на одном проекте, а формировать портфель через фонд или личные инвестиции и понимать, что из этих проектов только один-два, вероятно, будут успешными. Остальные — потеряют деньги.

АО «Альфа-Банк»

Антон Хоменко
 Фотографии из архива Артёма Тузова,
 Austin Distel и Markus Winkler (unsplash.com)