Кто дирижирует экосистемой

Все статьи

Президент Сбербанка Герман Греф рассказал калининградским предпринимателям, какие тренды диктует Силиконовая долина и как технологии будущего уже меняют правила бизнеса

Конспект

     — Билл Гейтс однажды сказал, что мы слишком увлечены текущими перспективами. Из-за этого зачастую недооцениваем технологические тренды, но это вещи, которые неминуемо коснутся каждого предпринимателя. Если раньше к ним можно было спокойно, не торопясь, адаптироваться, то теперь тренды очень быстро меняют не только традиционные бизнес-модели, но и всю нашу жизнь.

Конспект

     На рубеже десятых годов начался экспоненциальный рост технологий: произошел переход из информационной эпохи в цифровую. До этого мы пользовались теми же ресурсами: упаковывали структурированные данные в определенные базы, принимали решение с помощью системы запросов, анализирующей информацию. Big Data1 перевернула эту историю, позволив работать с фактически неограниченным количеством сырых, неструктурированных данных. Вторая революция в этой области дала возможность не загружать данные на жесткие носители, а хранить их в облаке и обрабатывать в режиме реального времени.

Конспект

     Недавно ведущие специалисты IBM представили прогноз, как будет развиваться объем структурированных и неструктурированных данных в ближайшие семь лет. Согласно ему, к 2025 году общий объем достигнет минимум 160 зеттабайт. Большая часть придется на интернет вещей — мобильные устройства и всевозможные медицинские и спортивные датчики, охраняющие наше здоровье. В среднем каждый сидящий в этом зале (встреча, организованная Фондом поддержки предпринимательства Калининградской области, проходила в актовом зале БФУ им И. Канта. — Ред.) производит 500 мегабайт данных, и уже через два года эта цифра увеличится в три раза. Мы оставляем цифровые следы, и скоро человек сам по себе перестанет представлять интерес: все будут анализировать его аватар, который может рассказать о человеке значительно больше, чем он сам. Со временем мы будем все больше и больше совместимы с нашей цифровой копией, а анонимность останется в прошлом. Являясь клиентами разных компаний, нам выгодно оставлять свои адресные данные, быть прозрачными для цифрового мира — эта тенденция будет доминировать.

Конспект

     Еще один ключевой тренд — демократизация информации. Во‑первых, мы не готовы жить в абсолютно транспарентном мире, во‑вторых — с помощью аналитики Big Data можно воспроизвести даже те вещи, которые вы решили скрыть. Как это работает, расскажу на примере методики сбора психометрических данных с помощью социальных сетей, которую создал ученый Михал Косински, соединив компетенции психологии и Big Data. Чтобы рассказать о личности, ему достаточно проанализировать лайки в фейбуке: 12 лайков достаточно, чтобы система видела нас, как видят коллеги, 230 — как партнеры, 300 — и система знает нас лучше, чем наши родители.

Конспект

     За последние десять лет сложились и принципиально новые бизнес-модели: крупнейшему сервису такси Uber не принадлежит ни одной машины, известный сервис аренды недвижимости Airbnb не владеет ни одной гостиницей, а самая популярная медиакомпания фейсбук не производит собственный контент. Традиционные бизнес-модели начинают ломаться, и рождается новый тип экономики — экономика экосистем. В центре нее находится клиент, до которого хотят дотянуться окружающие его производители товаров и услуг. Последняя миля до клиента самая дорогая, именно вокруг нее разворачивается основная конкуренция. Дирижер экосистемы — платформенная компания, которая обладает высокой компетенцией анализа потребностей клиента. Именно он владеет той самой последней милей, которую может предоставлять другому бизнесу. Крупнейшие авторизированные компании Китая и США, успешные по всем ключевым финансовым показателям, или уже обладают сформировавшейся экосистемой, или стремятся стать ее центром. Например, компания Boeing, имея классический B2B2 бизнес, считает своей главной задачей найти возможность работать с конечным клиентом и наращивает для этого цифровые компетенции.

Конспект

     Чтобы стать дирижером экосистемы, нужно иметь высокотехнологическую платформу — самообучаемую, гибкую, безопасную, которая будет работать в облаке в режиме реального времени. Аналитика в режиме реального времени должна стать ключевой компетенцией для банковской сферы. Еще пять-семь лет назад, когда клиенты нашего банка использовали карту, мы осуществляли лишь две операции: идентифицировали его и определяли остаток на счете. Сегодня — мгновенно получаем данные о местоположении и приобретаемом товаре. Если вы покупаете товар где-нибудь в Южной Африке, а у нас нет никаких данных, что вы туда выехали, операция будет остановлена. Платформа должна быть оснащена искусственным интеллектом, способным моментально принимать такие решения. Переход на эту бизнес-модель означает рост концентрации, конкуренции и партнерства — малый бизнес не сможет выиграть и будет выступать партнером крупных игроков, что станет большим плюсом и для первых, и для вторых.

Конспект

     Еще один тренд заключается в том, что компании стремятся сами создавать платформу. К 2020 году 75 процентов приложений цифрового бизнеса будут разработаны самим предприятием, потому что покупка платформы ограничивает ее развитие. Как раз здесь происходит совмещение цифрового мира и реального. Ваша ключевая компетенция находится уже не в той сфере, где вы работаете, а в совершенствовании цифровой платформы: изменяя ее, вы меняете все параметры вашего бизнеса.

Конспект

     Самый горячий тренд последнего времени — искусственный интеллект. Мы (в Сбербанке. — Авт.) уже сократили 450 юристов, потому что нейронная сетка готовит исковые заявления гораздо лучше человека. Одна из стадий развития искусственного интеллекта — умение предсказывать. Предиктивная аналитика становится обычной вещью — Uber знает, куда поедут 75 процентов клиентов. Компании, которые используют искусственный интеллект, видят три основных тренда — клиенты все больше будут покупать через цифрового посредника, а основным активом становятся цифровые платформы. Третий же, и уже сформировавшийся, — зачатки искусственного суперинтеллекта, когда своими вычислительными способностями машина значительно превосходит человека.

Конспект

     Мы находимся в точке, когда мир начинает развиваться экспоненциально, и подошли к критическому объему технологий, которые радикально сдвинут наше будущее практически во всех сферах. Чтобы быть на передовой, нарисуйте таблицу. Ее основа — ежедневные производственные процессы. Вторая часть пирамиды — change3 — управляет их текущими изменениями. Уже завтра может появиться компания, которая будет делать такой же продукт, как и вы, но лучше и дешевле, поэтому вы должны постоянно думать, как улучшить технологию, которая находится на первом уровне пирамиды. Третья часть — инновации и эксперименты. Уровни этой пирамиды — три типа культуры. На первом ошибки категорически недопустимы, здесь должна работать абсолютно проверенная технология. На втором право ошибиться есть, но только не когда ты запускаешь технологию в промышленном масштабе. Девиз третьего уровня — «Я люблю ошибки», они здесь — то, что доктор приписал. Советую всегда смотреть на свой бизнес через призму этой пирамиды. Если сегодня компания не внедрит все три составляющие, завтра она умрет.

Софья Сараева          
Фотографии Егора Сачко