Код этюда

Все статьи

текст: Софья Сараева
фото: Артем Килькин, из архива Игоря Кирикова

Контекст

В Калининградской художественной галерее открылась выставка пейзажей из частной коллекции Игоря Кирикова. Софья Сараева расспросила коллекционера о том, почему нужно показывать работы художников публике и не слишком доверять консультантам

Частная коллекция Игоря Кирикова
В коллекции около 250 живописных и графических работ, из которых 150 — городские, сельские и индустриальные пейзажи. Большинство картин были написаны на пленэрах, а не в мастерской.

Знаю, что первая картина в вашей коллекции появилась в 2007 году, после посещения офиса литовского консула.
— В консульстве проводили мероприятие в честь годовщины работы в Калининграде моего друга архитектора. В кабинете консула я увидел работу Генрике Барткуте. Я связался с ней и попросил сделать копию этой картины, на что Генрике сказала, что не сможет: «В то время у меня был определенный эмоциональный настрой, определенное отношение к работе. Если я сделаю копию, вы это почувствуете». Но она пообещала, что в течение года сделает что-то подобное. И вот через год и два месяца художница принесла мне картину.
Затем я стал ездить на пленэры, сам их организовывал, смотрел, как работают художники. Пленэр — это состояние максимальной концентрации. Из моей коллекции, выставленной сейчас в художественной галерее, только три-четыре работы не являются этюдами.

Контекст

Алик Штылькин. «Вечер. Яхты»

— Получается, что год и два месяца спустя у вас появилась картина Генрике. Как вы в тот момент определили, что вам не хочется останавливаться на ней?
— Я всегда любил посещать картинные галереи. Работа, если она является произведением искусства, притягивает. Года два люди приходили ко мне в кабинет и говорили о картине Генрике. Нельзя сказать, что сегодня у меня в кабинете появилась картина и завтра же я стал коллекционером. Я шел к этому постепенно.

Контекст

Сергей Ляхович. «Осень в Переславле. Река Трубеж»

— Вы выставили свою коллекцию в художественной галерее и сами проводите экскурсии. Насколько этот шаг — представить коллекцию на суд зрителей — был важен для вас?
— Мне важно, чтобы меня покритиковали. Чтобы я видел, в чем я прав, а в чем нет. А не так, что приходит товарищ, хлопает меня по плечу и говорит: «Так здорово у тебя здесь все». Меня это не интересует.
За последнее время в галереях сложилась очень непростая ситуация. В начале девяностых годов государство перестало выделять деньги, галереи лишились возможности закупать работы художников. Их покупают коллекционеры, много картин ушло за рубеж. Выставлять частные коллекции в музеях — единственная возможность показать зрителям произведения конца XX — начала XXI века. Когда работа не доходит до зрителя, мы совершаем два преступления: перед художником и перед картиной. Ведь она начинает жить отдельной жизнью. Мне интересно исследовать, как будет действовать на меня картина, на которую посмотрели сотни, а может быть, и тысячи посетителей выставки.

Контекст

Арвидас Кашаускас. «Пейзаж»

В экспозиции Калининградской художественной галереи представлены работы известных художников:
Анатолия Перевышко (Санкт-Петербург), Ирины Рыбаковой (Кострома), Сергея Ляховича (Санкт-Петербург), Алика Штылькина (Санкт-Петербург), Валентина Скачкова (Санкт-Петербург), Владимира Нуждина (Плёс), Арвидаса Кашаускаса (Вильнюс, Литва), Гражины Витартайте (Вильнюс, Литва), Мариуса Даниса (Вильнюс, Литва), Саулюса Рудзикаса (Друскининкай, Литва), Виктора Бутко (Москва), Олега Журавлева (Москва), Максима Драницына (Мурманск), Рокаса Бержунаса (Вильнюс, Литва).

— Организовать выставку — ваша инициатива?
— Мне кажется, что директор Калининградской художественной галереи Галина Заболотская понимает ценность частных собраний. Поэтому она, зная о моей коллекции, обратилась с предложением попробовать. Я согласился и предоставил работы. Никаких денежных отношений не было, я сделал это добровольно и бесплатно.
— Почему состоятельные люди начинают заниматься коллекционированием?
— Люди, с которыми я общаюсь, вкладывают средства в картины не для инвестиций, они искренне тянутся к прекрасному. При этом хорошо понимают, что вложения, безусловно, окупятся. Картины в цене только растут. Бизнес на искусстве намного сложнее, чем работа с любыми финансовыми инструментами. Здесь нужно очень хорошо разбираться самому, а не доверять одним только консультантам.
Я бы четко разделил бизнес и коллекционирование. Хотя, безусловно, все коллекционеры продают произведения искусства. Это неизбежная ротация: или они в чем-то разочаровываются, или находят более интересные работы.

Контекст

Виктор Бутко. «Тихий час. Рыбацкие лодки»

— Действительно ли коллекционирование — занятие только для обеспеченных людей?
— Не обязательно. Если ты приобретаешь работы на аукционах — это одна цена. Если покупаешь у художников — несколько другая. Если собираешь антиквариат — одни цены, работы современников — другие. Коллекция может состоять и из двух-трех работ, но тонко подобранных.
— Как кризис отразился на вашей деятельности коллекционера?
— Я увидел, что художники сейчас требуют внимания. У них не покупаются работы, нет стимула к творчеству. Если настоящий художник начинает работать на салон — рисовать зайчиков, раскрашивать, к примеру, комиксы — его картины «умываются». Это очень плохо.
— Вы научный сотрудник и директор калининградского филиала Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук. Как ваша профессия отразилась на философии коллекционирования?
— Основное направление моей научной деятельности — это системные исследования. Мне нравится анализировать процессы, явления. Во многом я подошел к этюду, исследуя, что в нем производит впечатление на зрителя. Когда художник выходит на этюдные работы, то чувственное восприятие берет верх. Художник кодирует в картину положительные эмоции. Получается, что он — проводник энергии, взятой у природы.