Клиент может быть не прав, но он должен быть доволен

Все статьи

Персона

Владелец компании «Энергосервис» Андрей Багновец о рынке инженерных сетей, строительстве олимпийских объектов и решении открыть ресторан «ДА»

 Энергосервис

Персона

  • Компания осуществляет полный комплекс инженерных работ:
    электромонтаж, монтаж систем
    отопления, водоснабжения и водоотведения, канализации, вентиляции и кондиционирования, диспетчеризации зданий
  • Основана в 2003 году, 15 лет исполнилось в апреле

 Проекты:

  • Диспетчерский центр АО «СО ЕЭС» (Москва), станция метро «Парк Победы» (Москва), комплекс административных зданий ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги» (Москва), ТРК «Кловер Сити», завод Vicynai RUS, автоцентр Toyota, промышленное предприятие SWELL AB, фабрика Оrbit one, «Маркисол», Novomatic на ул. А. Невского, предприятие по производству электромеханических изделий (Чехия), синагога на улице Октябрьской, клиника ЭКО «ГЕНОМ-Калининград», квартал жилых домов «Чистые пруды» и многие другие
  • «Sochi-2014»: стадионы «Фишт», «Айсберг», «Ледяной куб»

     — Вы начинали свой бизнес в 2003 году, тогда рынок был совсем другим. Как вы решились на создание компании?
     — Моя история — пример того, как с минусовыми инвестициями можно создать бизнес. В то время в восемь утра я был снабженцем, в девять — прорабом, ближе к двенадцати становился генеральным директором. Мы заключали контракт о долгосрочном сотрудничестве со шведским предприятием SWEL AB, в двенадцать часов я сидел на переговорах в белом костюме, а утром возил строительные лестницы на своей машине. Первым проектом для нас стал многоквартирный жилой дом в Светлогорске, одновременно занимались цехом пошива сидений для BMW на улице Дзержинского в Калининграде.
     Конечно, компания за 15 лет сильно трансформировалась, стала крупнее, но по-прежнему везде, где нужно, чтобы в конце строительства зажглась лампочка, — наша история. Мне было важно построить компанию, которая не работает по принципу посредничества, — у нас свои инженеры, свои решения, мы все делаем сами. Нам нравится заниматься промышленными и административными объектами — это сложная и интересная система, но жилые комплексы тоже наш рынок, на котором мы с удовольствием работаем уже много лет.

     — Помните переломный момент для компании?
     — Работа над торговым центром «Кловер Сити», строительство которого началось в 2005 году. Тогда наши компетенции поднялись на несколько ступеней вверх. Для компании это был челлендж, и я шел на него ва-банк: долго и рискованно, мы даже могли потерять компанию. Но справились. В результате мне доверили контролировать все инженерные работы от лица московского партнера.
     За последние четыре года мы сделали сильный рывок — вышли на московский рынок, участвовали в крупных проектах. В Сочи работали над тремя олимпийскими объектами: стадионами «Фишт», «Айсберг», «Ледяной куб». Там мы опробовали выездной формат работы. Спортивные объекты имеют специфику, в которую мы тщательно вникали: привезли свою команду, освоили много новых направлений, получили рекомендательное письмо от Siemens, что можем работать с их оборудованием по всей стране.

     — Я так понимаю, что для каждого проекта вы разрабатываете индивидуальную инженерную систему?
     — В нашем бизнесе это нормально, каждый раз погружаешься в новую тему. Когда мы занимались корпусом Калининградской областной больницы, узнали много нового, при этом понимали, насколько важно, чтобы все работало безотказно и круглосуточно. На шведском заводе микросхем выполняли полы с заземлением, для того чтобы сотрудники потом могли работать в специальных халатах без статики. В Москве сотрудничали с РАО ЕЭС России: проектировали и ставили инженерные сети на шестидесяти тысячах квадратных метров диспетчерского центра по управлению электроснабжением.

     — При необходимости вы сами изготавливаете проект?
     — Клиент дает техническое задание, а задачи проектирования, монтажа и сдачи в эксплуатацию готового объекта всем инспектирующим органам мы берем на себя. Если проекта нет, мы его сделаем. Наша задача — не процессы, а результат. У нас даже есть слоган: «Сделаем как надо». Мы всегда работаем так, чтобы клиент получал то, за что заплатил.

Персона

 Андрей Багновец

  • Владелец компании «Энергосервис»
  • Офицер запаса Военно-морского флота
  • В 2003 году основал компанию «Энергосервис»
  • В 2006 году окончил АНОИ «Калининградская высшая школа управления» по специальности «Менеджмент организации»
  • В 2014 году вывел компанию на российский рынок для работы над олимпийскими объектами
  • В 2017 году вместе с партнером Светланой Власенко открыл ресторан «ДА»
  • Председатель ревизионной комиссии Балтийского делового клуба
    Член совета Калининградской торгово‑промышленной палаты
    Сопредседатель Калининградского регионального отделения «Деловой России»

Устали бояться

     — В чем особенность рынка инженерных сетей?
     — Самая большая сложность заключается в том, что мы «продаем проект» — то есть план, будущие инженерные сети, которых на момент заключения сделки не существует, и это накладывает отпечаток на ожидания обеих сторон: заказчика и исполнителя. Мы, как исполнитель, работаем по принципу «утром стулья, вечером деньги», но никто не может гарантировать, что все пойдет как надо и к моменту завершения проекта у заказчика эти деньги будут. Ситуации бывают разные, а заказчик должен быть уверен в качестве оказываемых услуг, но оценить их реально он сможет только по завершении строительства — «АвтоВАЗ» тоже ведь автомобили выпускает. Поэтому с первого дня мы активно занимались защитой своей репутации, и я понимаю, что клиент может быть не прав, но он должен быть доволен. Мне всегда приятно иметь дело с моими партнерами. Все мои клиенты — успешные люди. Строительством занимаются только те, у кого появляются дополнительные инвестиции для развития, а значит, они успешны в своем бизнесе и продолжают развиваться.
     Второй аспект — кадровый, именно люди обеспечивают качество. Сегодня мозговой центр компании составляет 15 человек. Когда-то мы приняли решение, что будем самостоятельно выращивать для себя специалистов и продолжаем следовать этой стратегии. Сейчас с кадрами лучше, появились опытные люди, хотя их немного. Но понимаете, если мы работаем в Москве или Сочи, их специалисты зачастую на шаг или два впереди.

     — Как вы оцениваете объем рынка?
     — Я считаю, что объем рынка — понятие относительное, поэтому мы вышли за пределы Калининграда. Когда-то занимались только электричеством — рынок был тесный, потом решили, что хотим контролировать качество проекта полностью и расширили спектр до комплексных инженерных услуг. Нас признали в числе лидеров рынка, и мы заинтересовались другими регионами. Это сильно повлияло на репутацию, некоторые заказчики стали опасаться, что мы «крупные и дорогие», но мы ведь к каждому объекту подходим разумно и адекватно оцениваем свои услуги.

     — Спрос на ваши услуги — хороший индикатор инвестиционной активности региона?
     — Если рассматривать нас как индикатор экономического благополучия, то в 2016-2017 годах ситуация ухудшилась. Чтобы чувствовать себя более комфортно, мы пошли на другие рынки, стали работать в Москве. Последние полтора года наблюдаем тренд на улучшение. В большей степени это связано с чемпионатом мира по футболу, ставшим катализатором для бизнеса, — появилось много работы: строительство отелей, дорог, инфраструктурных объектов. Я всегда спорил со скептиками и говорил, что если мы хотим такой же мощный экономический толчок, как в 2005 году, когда мы готовились к празднованию 750‑летия Калининградской области, то нужно поддерживать чемпионат.

     — Не все согласны с тем, что есть жизнь после чемпионата.
     — Мне кажется, все устали бояться. В новые объекты инвестируют, но стагнация тоже присутствует, и, возможно, она более затяжная, чем раньше. Но если бизнес успокоится на мысли о том, что мы просто живем проще, много не тратим и не инвестируем, а оставляем все как есть, — это уже проблема.

     — Единственный выход — экспансия?
     — Объема калининградского рынка не хватает для того, чтобы все компании работали в полную силу: даже рекордные темпы строительства на рынке жилья, которые мы наблюдали несколько лет, не спасали. Рынок рос бешеными темпами, потом упал, но в нем было мало свободных денег, и все это стало похоже на мыльный пузырь. По этой причине мы довольно осторожно участвовали в проектах жилищного строительства.

     — Сейчас активно обсуждают внедрение новых технологий, и многие компании включаются в эту «гонку вооружений». Технологичность, цифровизация становятся маркерами успеха. Как вы относитесь к новшествам, удается ли их внедрять?
     — Когда что-то хорошо работает, не надо это менять. Мы чувствуем тренды, изучаем внедрение новых технологий в нашей сфере. Искусственный интеллект совершенствуется, будет много интересного, но нужен тот, кто сможет им управлять, — мы без работы не останемся. Переживания по поводу потери контроля над искусственным интеллектом у меня прошли, когда я оказался на немецком заводе по производству роботов. Увидел, что их собирают люди, потому что так удобнее, выгоднее и понятнее. Когда роботов начнут собирать роботы, тогда начнем переживать.

     — И все же, появились в вашей компании новые технологические решения?
     — Мы стараемся быть в курсе изменений, но остаемся очень консервативными. Сначала долго пробуем и изучаем, если это действительно работает, внедряем и рекомендуем. Так было со светодиодными светильниками, например. Сейчас заняты автоматизацией процессов. Но объекты не строятся в компьютере, все делается руками, на месте, автоматизация — хороший помощник, но «волшебный пендель» ничто не заменит. Думаю, что в этом случае главное — добровольно не стареть и аккуратно встраиваться в тренды.

     — Судя по досье вашей компании, вы человек, который легко берется за новые проекты.
     — Главное — не бояться. Когда перестаешь быть начинающим бизнесменом, любой проект глубоко просчитываешь, и опыт помогает увидеть множество рисков, — появляется страх. Но бояться не нужно, нужно вовремя остановиться и принять решение обдуманно. Меня с детства папа учил: если обещаешь, то делаешь, и лучше не открывай рот, чтобы не обещать лишнего. Если мы беремся за проект, то сломаемся, если надо, разобьемся, но сделаем. Я хочу быть уверенным в том, что мы сделали все от нас зависящее.

     — Многие владельцы бизнеса спустя годы активной работы задумываются о том, чтобы «отдалиться». Более того, модные эксперты считают это полезным для компании. Была ли у вас идея возглавить совет директоров, например, и появляться только на стратегических сессиях?
     — Я думал об этом, более того, понял, что сгорел и даже стал где-то вредить компании, поэтому нашел человека, на которого смог положиться в вопросах операционного управления, — его зовут Евгений Степанов, он мой партнер и генеральный директор. Я принял решение участвовать в стратегических сессиях и начал передавать дела. Но этот процесс затянулся (смеется). До сих пор хожу на работу, занимаюсь многим, но вроде не мешаю. При этом осознаю факт, что уход в совет директоров не снимает с меня ответственность.


Если рассматривать нас как индикатор экономического благополучия, то в 2016-2017 годах ситуация ухудшилась. Чтобы чувствовать себя более комфортно, мы пошли на другие рынки, стали работать в Москве

Почему бы и ДА

     — Как в вашей жизни появился ресторан «ДА»? Чья была идея?
     — Признаюсь, давно хотел открыть ресторан, к тому же я их много построил. Но меня постоянно кто-то отговаривал, и я просто отпустил это желание. Однажды на очередной рабочей встрече со Светланой Власенко (дизайнер, совладелица ресторана «ДА». — Авт.) нам пришла в голову мысль попробовать вместе сделать ресторан. А дальше началось тако-о-е — ни один проект меня так не заводил! Сначала мы бились за место, потом разрабатывали концепцию. Насчет атмосферы я почти не переживал, потому что когда партнер потрясающий дизайнер — это круто. Долго искали шефа, открывались с одним, сейчас работаем с другим, Александром Масловым из Санкт-Петербурга. Я много сил вложил в этот проект и планирую вложить еще больше. Нам приятно, что публика нас приняла. И профессиональное сообщество тоже — в этом году мы получили премию «Пумперникель» в номинации «Дебют года».

     — В Калининграде сложилось так, что иные владельцы ресторанов готовы не рассматривать свой проект как прибыльный бизнес.
     — Это не про меня, такая позиция неприемлема. Ресторан «ДА» проба пера, но он успешен, и я буду заниматься его развитием.
     И, пользуясь случаем, я бы хотел поздравить коллег и партнеров с праздником работников энергетической промышленности! Пожелать профессиональных побед, теплых отношений с партнерами и хорошего настроения!

Екатерина Вострилова
 Фотографии Егора Сачко