Избирателям помогли нефтью

Все статьи

Эксперт

Правительство России потратило полтриллиона рублей на меры поддержки для ряда слоёв населения. Откуда деньги? Как они повлияли на спрос и отразились на уровне инфляции? Об этом Антон Хоменко поговорил с юристом и квалифицированным инвестором Андреем Мозоль

— В этом году правительство России выделило почти 500 миллиардов рублей на поддержку семей с детьми, пенсио­неров, военных и сотрудников правоохранительных органов. Насколько это большая сумма по сравнению с суммарным годовым доходом населения?
— У Росстата есть официальная статистика по среднедушевому доходу всего населения России. Там получается около 40 тысяч рублей в месяц на человека*. То есть в год — примерно 500 тысяч. Поэтому материальная поддержка в размере 10 тысяч рублей — небольшая сумма.

— Можно ли считать такие меры поддержки вбросом денег в экономику? Как это влияет на инфляцию?
— На инфляцию это действительно влияет. Получается, что у нас было 500 миллиардов рублей неосвоенных средств, которые в один миг выделили для населения. И эти деньги не были запланированы, их получили как некий дополнительный бонус. Естественно, возникло желание сразу их потратить. В один момент. Эта трата в момент, несомненно, повысит уровень инфляции, потому что люди начнут покупать товары первой необходимости. Это подтверждает недавнее исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Там приводится чёткая цифра, что из-за социальных выплат инфляция вырастет на 0,2–0,3% в моменте. Поэтому, если смотреть на происходящее с точки зрения инфляции, можно считать, что это некий вброс денег.

— Инфляция в размере 0,2–0,3% — насколько это много для короткого периода времени? Будет ли коррекция?
— Я считаю, что коррекции не будет, потому что та инфляция, которую мы сейчас видим, — разгоняющаяся инфляция. Она ещё не достигла пика. Это первый момент. Второй момент — эти деньги нельзя было не потратить. У государства есть бюджет, он должен быть освоен. Если к концу года остаются нереализованные деньги, то профицит бюджета никому не нужен.** По сути, деньги просто пропадут, поэтому в любом случае их нужно было «вливать». Необязательно конкретно на меры поддержки ряда слоёв населения — правительство всё равно нашло бы, куда их потратить.

Андрей Мозоль

В 2010 году окончил Военно-медицинскую академию имени
С. М. Кирова. В 2014 году получил диплом Российского государственного университета правосудия по направлению «Гражданское право».

С 2015 года инвестирует в недвижимость в городах России.

Продолжает обучение в Grenoble Ecole de Management по российско-французской программе совместно с РАНХиГС при Президенте РФ.

— Какие цели преследует государство, назначая подобные выплаты? Понятно, что помощь населению тут ни при чём.
— Если бы государство хотело его поддерживать, несмотря ни на что. Вот возьмём любой день или месяц в году, когда государство хочет, чтобы доход у людей был больше. Тогда эти выплаты будут перечислять каждый месяц, они не будут приурочены к выборам в Госдуму, выборам губернаторов и так далее. Условно индексировали бы пенсию на тысячу руб­лей ежемесячно для всех. Но так же никто не сделал. На мой взгляд, можно сказать, что меры поддержки специально подстроили к выборам, но я бы сразу сделал оговорку — возможно, правительство рассматривало сценарий, что этих денег просто не будет. Когда планировали бюджет на 2021 год, цена нефти закладывалась на уровне 46 долларов за баррель. Сейчас она стоит около 70–80 долларов. И хоть в правительстве говорят, что меры поддержки реализованы не за счёт нефтегазовых доходов, бюджет-то единый. Если из одного сосуда что-то убрали, во втором тоже станет меньше. Поэтому я думаю, что если бы нефть не приросла в цене, никто бы этих денег не выплатил. Но поскольку она приросла и всё удачно совпало, прямо перед выборами решили выделить средства на поддержку.

— Как дополнительные полтриллиона на руках у населения повлияют на улучшение покупательской способности и изменят спрос?
— Спрос вырастет, потому что есть 500 миллиардов рублей, которые люди готовы потратить. То есть на товар спрос повысится только за счёт того, что его готовы купить. Может быть, до этого его готовы были купить меньше людей, если говорить простыми словами, но теперь, с учётом появившихся лишних денег, станут покупать больше. Относительно того, хорошо ли это для граждан, получивших дополнительные средства, — конечно, хорошо, они стали на 10 тысяч рублей более платёжеспособными. Но с учётом того, что инфляция выросла на 0,2–0,3%, покупательская способность в целом по стране на эту величину и снизилась. Мы поддержали 40 миллионов человек в ущерб всему населению, включая этих же людей, которых коснулись меры поддержки. Они уже через месяц поймут, что продукты стали дороже, а выплата была только один раз.

Выдержка из исследования АКРА «Новые социальные выплаты – заметное увеличение антикризисных расходов в России»***

Прирост годовых номинальных располагаемых доходов населения на 0,8–0,9% (на 0,6–0,9% в реальном выражении). Если учитывать в расчётах только получателей выплат, прирост составит более 5%. В результате произойдёт краткосрочное снижение неравенства по доходам, поскольку получателями выплат в основном являются менее обес­печенные слои населения.

Ухудшение показателей сбалансированности федерального бюджета на 0,4% ВВП по сравнению со сценарием без выплат. Ухудшение не будет критичным в связи с получением значительных дополнительных нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. По сравнению с ожидаемыми доходами 2021 года, отражёнными в декабрьской версии бюджета, фактические доходы по итогам года могут быть на 3,5–4% ВВП выше (при сохранении текущих тенденций). Это следствие достаточно консервативных макроэкономических предпосылок, выбранных при планировании: даже с учётом новых выплат федеральный бюджет в 2021 году, скорее всего, останется профицитным.

Существенная часть прироста располагаемых доходов обеспечит рост спроса на товары и услуги со стороны домохозяйств. Это приведёт к увеличению потребления и повышению цен на рынках со слабоэластичным предложением. Подчеркнём, что с учётом не до конца восстановившегося рынка услуг и не полностью занятых мощностей в обработке влияние на цены, вероятно, будет заметно меньше, чем в нормальных экономических условиях. По оценкам АКРА, данный эффект ограничен сверху величиной в 0,2%. Сам по себе дополнительный рост цен в таком размере не может привести к сколько-нибудь заметному ужесточению Банком России своей процентной политики.

— Почему в 2003–2008 годах, когда в России с экономической точки зрения всё было более или менее спокойно, отмечался значительный ежегодный рост ВВП и уровня благосостояния населения, инфляция не опускалась ниже 10%? По итогам августа этого года она почти достигла 7%, и это считается много.
— Честно говоря, я не понял, почему считается именно так. Аналитики так говорят, но, судя по всему, есть такая тенденция. Раньше, начиная с 1998 года, инфляция в размере 20–30% годовых была нормой. Постепенно, по данным Росстата, кривая инфляции — она не линейная, а логарифмическая, но всё равно видно — постоянно снижается. В среднем, начиная с 2010 года, мы наблюдаем, как она падает. Сейчас инфляция начинает выбиваться за 7%. Это действительно много, потому что она выбивается выше среднего за последние 11–12 лет. В то время как 20 лет назад инфляция в 7% была очень хорошим показателем.

— Семьи с детьми, пенсионеры, военные и силовые структуры — почему именно эти категории выбраны для оказания поддержки? Кроме того, что они бюджетники.
— Какая основная задача государства? Сохранить режим, свой строй. Именно военные будут заниматься сохранением суверенитета в случае чего, поэтому поддержка военных — первоочередная задача. Полиция, военные, ФСБ — кто бы там ни был. К тому же государству надо поддерживать свой электорат, то есть те слои населения, которые голосуют за действующую власть. А это в основном пенсионеры и военные.

Относительно того, хорошо ли это для граждан, получивших дополнительные средства, — конечно, хорошо, они стали на 10 тысяч рублей более платёжеспособными. Но с учётом того, что инфляция выросла на 0,2–0,3%, покупательская способность в целом по стране на эту величину и снизилась. Мы поддержали 40 миллионов человек в ущерб всему населению, включая этих же людей, которых коснулись меры поддержки. Они уже через месяц поймут, что продукты стали дороже, а выплата была только один раз

— Вы говорили, что деньги на меры поддержки появились за счёт того, что нефть выросла в цене выше запланированного уровня. В ЦБ заявили, что «финансирование расходов происходит за счёт дополнительных ненефтегазовых доходов в рамках бюджетного правила». Что это значит?
— Они имеют в виду, что у них появились какие-то дополнительные доходы. Не от продажи нефти. Возможно, это были дополнительные налоговые поступления, пошлины, сборы, какие-то другие поступления в бюджет от внешней торговли. Только у нас Россия что-то не очень торгует, повсюду санкции. Да, торгуем с Белоруссией, Китаем, который сам в кризисе, поэтому, на мой взгляд, это некое лукавство. Потому что при цене нефти в 30–40 долларов никаких денег на поддержку не было бы. На сайте Кремля говорится, что Владимир Путин подписал указ о выделении средств на меры поддержки за счёт ассигнованных бюджетом средств, но нет никакой ссылки на то, по какой именно статье бюджета выделены эти деньги. Вроде как средства были ассигнованы ещё в 2020 году, но больше никакой информации нет. Возможно, был какой-то приказ для внутреннего использования. Или секретный приказ.

— Как работают подобные меры поддержки в других странах и откуда там берут деньги?
— У американцев это вообще очень просто работает: они печатают деньги — и всё. У них валюта конвертируемая. Все обмены по нефти, по газу, по акциям, любая внешняя торговля через ВТО и напрямую идёт в долларах. Россия тоже продаёт свою нефть в долларах. Да, эмиссия денег приводит к росту инфляции. Но с другой стороны, эта инфляция «размазывается» не только на США, а по чуть-чуть на весь мир.

Эксперт

— Летом экономист Сергей Жаворонков из Института экономической политики имени Егора Гайдара заявил, что в России могут совсем отменить государственные пенсии. Насколько это вероятно, на ваш взгляд?
— Думаю, что логика в этом есть, хотя нельзя думать, что это будет сделано для всех. Вот как льготная ипотека — было же ощущение, что её отменят, а её видоизменили. Но видоизменили таким образом, что ею теперь невыгодно пользоваться, потому что лимит три миллиона рублей, а квартиру за эти деньги в России только в некоторых регионах можно купить. С пенсиями может быть так же — полностью отменять не будут, а скорее всего, оставят для госслужащих, военных, полиции, потому что это система власти. Нельзя подрывать доверие людей, которые поддерживают тебя и суверенитет.

— Есть вероятность, что в России будет введена китайская схема выплат пенсий, когда денежное довольствие выплачивают только тем, кто работал на госслужбе. Как это устроено в Китае и подходит ли для нашей страны?
— Любая калька — не лучшее решение, потому что всегда есть какие-то особенности. Может быть, когда-нибудь Россия к этому придёт, но не в чистом виде. Вопрос в том, что даже если одному слою населения отменить пенсионные выплаты, рейтинг доверия к власти сразу упадёт. А если отменить сразу для нескольких, получится, что власть себя сразу полностью дискредитирует. Все предвыборные обещания останутся невыполненными, это подорвёт доверие избирателей. Поэтому в чистом виде китайская модель применена не будет, но в перспективе ближайших 20–30 лет это возможно.

* — По данным Росстата, среднедушевые доходы населения по стране в целом в I квартале 2013 года составляли 21 800 рублей в месяц. По предварительным данным, на II квартал текущего года они составили 37 866 рублей. В СЗФО это 22 367 и 41 781 рублей соответственно, в Калининградской области — 17 279 и 30 804 рублей.
** — Бюджет России на 2021 год был запланирован с дефицитом 2,17 триллиона рублей при прогнозном росте ВВП на 2,4% (доходы 18,8 триллиона, расходы 21,52 триллиона, прогнозный объём ВВП — 115,53 триллиона рублей). Бюджет на 2019 год был исполнен с профицитом 1,8% ВВП, но в 2020 году на борьбу с пандемией Россия, по данным Счётной палаты, потратила 2,86 триллиона рублей, или 12,5% общих расходов бюджета.
*** — В своих расчётах АКРА исходит из численности 42,6 миллиона получателей социальных выплат в размере 10 000 рублей для пенсионеров (включая работающих и военных) и 2,5 миллиона — по 15 000 рублей для военнослужащих, курсантов военных училищ и сотрудников правоохранительных органов.

Фотография из архива героя