Из товара в бренд

Все статьи

Повестка дня

На Amber forum 2017 обсудили, как сделать из янтаря бренд мирового уровня

28 июля открылся II Международный экономический форум янтарной отрасли, целью которого является создание международной площадки на базе Калининградской области для взаимодействия и обмена опытом экспертных сообществ. На мероприятии обсудили основные направления развития, в том числе стратегии продвижения янтаря как продукта экспорта. На пленарном заседании форума директор Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Павел Серватинский рассказал о подготовленном Правительством РФ проекте стратегии развития отрасли до 2024 года:

Повестка дня

     — Стратегия заключается в формировании конкурентоспособной устойчивой отрасли. Я озвучу три ключевых индикатора: увеличение добычи янтарного сырья в два раза — до 500 тонн в год, переход на производство продукции с высокой добавленной стоимостью — увеличение показателя в семь раз и наращивание занятости в сфере более чем в три раза. Драйверами достижения этих показателей должны стать федеральные и региональные меры поддержки.
     На прошлогоднем Amber forum 2016 была разработана стратегия развития Калининградского янтарного комбината как крупнейшего предприятия отрасли. В этом году стратегию приняла корпорация «Ростех» и составила план мероприятий по ее реализации. В рамках стратегии планируется создание янтарного кластера на базе комбината, где будут расположены лаборатории, производственные площадки и дизайн-студии для переработчиков. Одна из основных задач комбината — увеличение степени переработки сырья и создания готовой продукции.
     — В кластер войдут пять-семь якорных компаний, лидеров отрасли. Резиденты получат, прежде всего, стабильность сырья, юридическое и методическое сопровождение. Мы хоть и добывающее предприятие, но проблема сбыта для нас актуальна, — сказал генеральный директор «Калининградского янтарного комбината» Михаил Зацепин

Повестка дня

     Представитель Министерства промышленности и торговли также отметил, что и маркетинговая стратегия продвижения янтаря пока находится на начальном уровне и ей надо уделять пристальное внимание. На этой проблеме сосредоточились участники круглого стола «Национальные бренды России». Представители нескольких российских брендов делились опытом работы на мировой арене, искали способы продвижения янтаря.

Повестка дня

     — Наш ювелирный дом работает на рынках Азии, Европы и США больше 25 лет. В основном мы работаем в luxury1 сегменте в азиатских странах. Там не нужно убеждать в покупке янтаря из-за любви к этому камню, — говорит генеральный директор Moiseikin Russian Luxury Виктор Моисейкин. — Польша зарабатывает на изделиях из янтаря 500 млн евро, Литва — 250 млн евро, Калининградская область — меньше 20 млн евро. Что мешает янтарю быть популярным на мировом рынке? На мой взгляд, отсутствие системы международной идентификации и оценки. Такая система существует для драгоценных камней — бриллиантов или алмазов. Вторая проблема — дизайн. К сожалению, большинство российских дизайнеров отстали в этом вопросе лет на пятнадцать. Главная ошибка в том, что они не знают особенности рынка, которым интересен янтарь. Мои зарубежные партнеры хотят покупать янтарь, но не находят ничего на свой вкус. В этом смысле надо работать с потенциальными странами-клиентами и пользоваться золотым правилом маркетинга «Целься в голову, попадай в кошелек».

1 Люкс.

Повестка дня

     Наибольший потенциал для презентации янтаря на мировой арене — работа с брендами одежды и аксессуарами класса luxury. Эту точку зрения поддержал еще один участник дискуссии, председатель совета директоров Петродворцового часового завода граф Жак фон Полье. Он рассказал о часах «Ракета», которые позиционируют себя как российский бренд часового завода, основанного больше 300 лет назад.
     — Я думаю, что это скандал, когда русская девушка, желающая показать свою личность, вынуждена выбирать Louis Vuitton и Chanel. Я понимаю, когда это происходит в Арабских Эмиратах, — у них нет Пушкина, Чайковского, Шаляпина, Толстого и огромного культурного наследия. В России нет брендов в сегменте life style2, и я считаю, что это скандал! Причин этому множество, одна из них — революция. Если бы в 1917 году все произошло по-другому, то Фаберже был бы сейчас так же силен, как Hermes. Когда развалился Союз, все хотели жить в Америке, и девушку тогда никто не водил «на борщ» — это было не модно. Сейчас ситуация меняется.

2 Стиль жизни.

Повестка дня

          Янтарь — хорошая ниша, где можно поменять рынок, но нужно быть аккуратным с имиджем. Я услышал тут фразу: «Янтарь — национальный бренд России». Пока это звучит странно, вот вы видели хотя бы логотип этого бренда? Пока янтарь — это товар. В бутике Chanel, выбирая украшение, вы обсудите дизайнера, какие звезды его носят, вам расскажут историю предмета. Когда ваш товар продается как на рынке, на вес — это не бренд, а именно это я вижу чаще всего в местах торговли янтарем. А тем временем бижутерия из металла от Christian Dior стоит дороже, чем украшения из янтаря.
     У вас есть все для того, чтобы создать бренд, — продолжает Жак фон Полье. — В этом помогает история — нашему заводу 300 лет, в Эрмитаже хранится 600 экспонатов «Ракеты», и это то, что помогло. Второе, что нужно бренду, — ноу-хау: вы должны что-то делать лучше всех. Hermes — лучше всех работает с кожей, и за их сумки готовы платить 20 тысяч долларов — хотя там нет бриллиантов и драгоценных камней. Третье — нужна узнаваемость, она появляется и без рекламы, Фаберже нет уже сто лет, но вы все знаете, о чем идет речь. Опираясь на эти три пункта, нам удалось создать бренд «Ракета» — часов, которые сегодня продаются на одной полке с Patek Philippe. Если не работать над созданием бренда, калининградский янтарь вряд ли можно будет увидеть рядом с Van Cleef & Arpels, только если в составе их украшений. Но у российского янтаря есть репутация, ее нужно и можно улучшить.

Екатерина Вострилова          
Фотографии Егора Сачко