Инвестиции в образование всегда в плюсе

Все статьи

Персона

Директор Института экономики и менеджмента, научный руководитель Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта Варвара Алтунина о потребительской экономике, критическом мышлении и новых возможностях системы образования

Преимущества обучения в Европейской бизнес-школе (EBSI):

  • Индивидуальный подход к студентам, занятия проходят в небольших группах. Изучение двух иностранных языков (английский, немецкий) в рамках четырёхлетней программы бакалавриата «Мировая экономика». У студентов есть возможность получить два диплома, пройти практику и стажировку за рубежом, получить помощь в трудоустройстве и запуске стартапа
  • Институт активно сотрудничает с Центром поддержки предпринимательства «Мой бизнес», Калининградской торгово-промышленной палатой (КТПП) и ведущими предпринимателями Калининграда
  • В качестве приглашённых лекторов выступают выдающиеся педагоги России и учёные с мировым именем, такие как Йоран Руус, Ричард Льюис
  • Познакомиться с мировой экономикой студенты могут благодаря зарубежным вузам-партнёрам в Дублине, Лондоне, Мюнхене и других городах. В Институте работает программа трёхстороннего обмена студентами (в рамках магистратуры Bridge). Ребята из Франции, Тайваня и России объединяются в межнациональные группы, учатся по три- шесть месяцев в каждом из партнёрских университетов
  • Влиться в языковую и экономическую среду Калининградской области иностранным и российским студентам помогают магистратуры Krauslab и Leadership Acceleration, среди преподавателей которой – Ирина Громова, учредитель Английской школы #1 Ирины Громовой
  • Включение Европейской бизнес-школы в состав БФУ им. И. Канта в 2011 году усилило её статус. Сегодня кафедра экономики менеджмента и EBSI – два основных подразделения Института 

     — Как отразилась ситуация с пандемией на системе образования в целом и вашем вузе в частности? Как был перестроен рабочий процесс?
— Подача документов абитуриентами, защита курсовых и выпускных квалификационных работ студентами в этом году проходит в онлайн-формате. Благодаря тому, что в университете давно работают электронные платформы удалённого обучения: LMS (Learning Management System) и БРС (балльно-рейтинговая система), университет оказался готов к такому режиму. В этих программах преподаватели выкладывали лекции, проводили соцопросы, принимали и оценивали отчёты студентов. Для консультаций повсеместно использовали Zoom. Балтийский федеральный университет был подключён к платформе для вебинаров Cisco WebEx, ещё одно нововведение — виртуальные комнаты, к которым могут подключиться зарубежные лекторы. Стоит отметить техническую поддержку IT*-службы администрации БФУ и наших студентов-кураторов, которые выступили в качестве связующего звена между преподавателями и студентами на время дистанционного обучения. Чтобы протестировать новый формат защиты дипломов, мы провели предзащиту отчётов по практике в удалённом режиме. Это позволило довести до совершенства и дипломные работы, и саму систему связи.

     — Вопрос трудоустройства выпускников вузов в этом году вызывает волнение. Какие меры предусмотрены?
     — Сейчас по всей стране действует программа временного трудоустройства студентов, утверждённая Министерством образования и науки Российской Федерации. Ребята задействованы в вузовской системе. Также мы по традиции приглашаем в экзаменационные комиссии потенциальных работодателей. Несмотря на то, что многие предприниматели заняты спасением собственного бизнеса, связь с ними не потеряна. Мы видим с их стороны очень ответственный подход к партнёрским отношениям с нашим институтом. В качестве примера: в этом году Янтарный комбинат выразил желание пополнить предприятие молодыми кадрами, в числе которых наши студенты. Кроме того, продолжаем активно сотрудничать с Центром поддержки предпринимательства. Совместно разработали тренировочные треки, позволяющие во время обучения в Европейской бизнес-школе запустить стартап. Это даёт будущему выпускнику представление о ведении бизнеса, возможность работы в команде с чётким пониманием собственного предназначения и места на бизнес-арене после окончания вуза.

     — Повлияет ли кризис на стоимость обучения?
     — Университет всегда шёл навстречу студентам при возникновении сложностей с оплатой обучения. Если семья студента столкнулась с жизненными трудностями, руководство вуза рассматривает заявление о рассрочке платежа. В силу нынешней экономической ситуации стоимость обучения на будущий 2020-2021 учебный год будет заморожена. Прежде применялась корректировка стоимости с учётом уровня инфляции.

Персона

Институт исходит из того, что наши студенты становятся миссионерами успешных бизнес-моделей

     — Как решили вопрос со стажировками за границей?
     — Мы находимся в тесной связке с академическими парт-нёрами. Программа бакалавриата «Мировая экономика» предполагает семестровое обучение за границей. Некоторые студенты уехали в Мюнхен до начала пандемии. Зарубежный вуз переключился на онлайн-обучение с правом нахождения на территории Германии. Наши студенты приняли решение вернуться домой и получать знания дистанционно. Те, кто планировал осенью этого года выезд на стажировку в вузы Дублина, Мюнхена или других городов, получат возможность онлайн-обучения.

     — Ваши студенты после личного знакомства с мировой экономикой хотят работать за границей? Что показывает практика?
     — Институт исходит из того, что наши студенты становятся миссионерами успешных бизнес-моделей. Как правило, ребята едут перенять опыт и возвращаются с готовой к реализации идеей. Так было, например, после трёхстороннего обмена студентами по программе Bridge. Студенты межнациональной группы (Франция, Тайвань, Россия) побывали на предприятии Leroy Merlin во Франции, где их посетила идея стартапа по производству магнитных стеновых панелей. Для развития этого проекта ребята объединились со студентами отделения дизайна института градостроения и территориального развития БФУ. И если в январе мы говорили об этом как о некоем плане, то сейчас магнитные панели можно видеть в нашем вузе и в различных организациях города. Симбиоз между студентами и преподавателями внутри БФУ им. И. Канта и за его пределами приветствуется.

     — С какими вузами страны налажены связи?
     — Мы плотно взаимодействуем по программе финансовой грамотности с МГУ им. М.В. Ломоносова. Повышаем финансовую грамотность студентов и бизнесменов в рамках предпринимательского модуля. Также сотрудничаем с НИУ «Высшая школа экономики» — выступаем региональной площадкой проведения всероссийского кейс-чемпионата школьников, генеральные партнёры которого в 2020 году — Минэкономразвития РФ и крупнейшая международная консалтинговая компания McKinsey&Company. Преподаватели ВШЭ также приезжают читать лекции и проводить мастер-классы для студентов института. Cуществуют определённые наработки с Казанским федеральным университетом, поддерживающим англоязычную программу обучения мировой экономике. Обеим сторонам интересен обмен опытом и знаниями.

     — Как вы оцениваете показатели финансовой грамотности калининградцев?
     — На РБК16+ недавно вышла публикация, в которой сообщается, что Калининград занимает второе место по уровню финансовой грамотности в России. Мы, в свою очередь, в этом учебном году проводили среди всех студентов БФУ аналогичный квест и получили высокий показатель финансовой грамотности. Молодое поколение понимает, как грамотно распределить бюджет, накопить на мечту, во что инвестировать, как не попасть в руки мошенников, — сегодня это точка боли среди населения.

     — Нынешний мировой кризис — наглядный пример для студентов. Проводили с ними «разбор полётов» сложившейся экономической ситуации?
     — Уже известно: часть студентов выберет данную тему для рассмотрения и анализа в своих выпускных квалификационных работах. Исходя из того, что кризис как иероглиф имеет два прочтения — одни корпорации всё теряют, другие пользуются возможностью получить прибыль — мы со студентами на конкретных примерах разбираем, как в кризис можно извлечь пользу для экономики. Приглашённый нами австралийский профессор Йоран Руус читает курс лекций для преподавателей вуза и действующих предпринимателей на тему «Технологическое предпринимательство» с учётом изменений в мировой экономике.

     — Ваш совет стартаперам и опытным предпринимателям: каким должен быть бизнес и бизнесмен?
     — Каждый стартапер — энтузиаст своего дела. В любой профессии ты достигаешь успеха, если в первую очередь идёшь на работу не за деньгами и карьерой, а по велению души и сердца. Чем сильнее погружаешься в процесс, тем более компетентным и квалифицированным специалистом становишься. А руководитель бизнеса — тот, кто горит своим делом, ведёт за собой команду и отвечает за неё. И на примере нашего вуза, как я уже говорила, этот трек отрабатывается.
     Предприниматели — самодостаточные и разносторонние люди. Бизнес работает не только по законам экономики, к ним присоединяются знания нейронаук, политики, социологии, компьютерного программирования и другие, внедряемые в образовательный процесс. В комплексе мы получаем картину потребительской экономики, которая сегодня доминирует и диктует новые формы подачи знаний.
     С Центром поддержки предпринимательства мы планируем в следующем учебном году в магистратуре открывать трек «Креативная индустрия» под руководством Валерии Корнеевой. Это проектное обучение рассчитано на два года и даёт возможность развить таланты предпринимателя. Институт экономики помогает ребятам мыслить системно. Именно системный анализ позволяет стать больше, чем бухгалтерами, если говорить о востребованности и профпригодности. Также в следующем году Йоран Руус будет читать модуль «Интеллектуальный капитал», ведь инвестиции в знания всегда остаются в плюсе. Это то, что принесёт дивиденды. Поскольку сейчас большой поток информации, получаемой по одному щелчку, нужно уметь её фильтровать по критерию достоверности. В этом важны навыки критического мышления, их необходимо развивать со школьной скамьи, поэтому в систему образования внедряют проектные работы. Есть большая вероятность, что в скором времени многие профессии, основанные на алгоритмах действий, освоят роботы. Но человек сможет победить машину, если будет мыслить нестандартно, креативно, не алгоритмически. Перед человечеством стоит вызов, и мы его принимаем. Но нужно понимать, что кроме набившего оскомину термина soft-skills**, требуется фундаментальная основа и подготовка — hard-skills*** — в той или иной профессии, где применяется креативное мышление.

* — Информационные технологии, ** — Гибкие навыки, *** — фундаментальные навыки

Ангелина Анишина 
 Фотографии Светланы Андрюхиной
Стиль, постановка съёмки: Ангелина Анишина
Макияж, укладка: INGLOT Pro Studio