Гоша в квадрате

Все статьи

Контекст

12 января в Областном центре культуры молодежи прошел показ, пожалуй, самого узнаваемого в мире российского фэшн-дизайнера Гоши Рубчинского. В атмосфере строжайшей секретности

     В то, что показ действительно состоится в Калининграде, до конца не очень верилось. Даже несмотря на то, что в ноябре в «Воротах» дизайнер лично провел кастинг «для нового проекта«, — но мало ли где кастинги проводят. Позже про Kaliningrad стали писать самые влиятельные мировые модные ресурсы, и все встало на свои места — кроме, пожалуй, даты и места проведения показа. Они держались в тайне. В декабре на калининградцев неумолимо надвигался другой великий праздник, а следующие за ним новогодние каникулы традиционно обладали настолько сильным анестезирующим действием, что в январе местные жители и вовсе, кажется, забыли о предстоящем сенсационном показе.
     Впрочем, он был и не для них. И даже не для российской публики. Дизайнер Гоша Рубчинский всегда был больше обласкан за границей, чем в нашей стране. Точнее, как это часто бывает в мире моды, путь россиянина к сердцам россиян лежал через Францию и Италию: сначала Гоша Рубчинский показал свои коллекции в Париже и Флоренции, и его полюбили Comme des Garcons, а затем уже послушно, как по команде, в спортивные аутфиты облачились и российские it-girls*, и прочие фэшионисты. Но и это, безусловно, не народная любовь, хотя, казалось бы, то, что делает Рубчинский, по праву заслуживает звание самого носибельного фэшна ever**. Видимо, русской душе неутомимо хочется сказки и украшательства привычной действительности, и здесь «пацанские прикиды» не помощники.

Контекст
     Цитирование образов из девяностых, которые всегда были источниками идей и вдохновения для Гоши Рубчинского, до сих пор вызывает в большой, нестоличной России недоумение и подчас болезненную реакцию («Эх, не понимает молодежь, что за этими образами стоит»). Но что для русского гопники, то для Запада — экзотика.
     Кстати, если присмотреться, то пресловутое «прямое цитирование» у дизайнера на деле оказывается не чем иным, как техникой ready-made***, еще в начале прошлого века узаконенной французским художником Марселем Дюшаном — тем самым, который представил на выставке Общества независимых художников обыкновенный писсуар как арт-объект под названием «Фонтан». Гоша Рубчинский как его истинный коллега переместил привычные треники и олимпийки из нехудожественного пространства в художественное — читай со спортплощадки около дома прямиком на подиум. И, как говорит Википедия, «благодаря чему предмет открылся с неожиданной стороны, в нем проступили не замечавшиеся вне художественного контекста свойства».
     Впрочем, дизайнер с удовольствием нарушает и другие заведенные в мире моды правила. Например, манкирует официальные Недели моды в европейских столицах, а вместо этого заставляет главных фигурантов модной московской сцены (Карпуть-Гольденберг-Газинская и иже с ними), представителей важных мировых изданий, таких как New York Times, Vogue и L’Officielle и самого Эдриана Йоффе (мужа и бизнес-партнера дизайнера и основательницы Comme Des Garсons Рей Кавакубо) отправиться в «шероховатый прибрежный город Калининград». И все для того, чтобы здесь представить свою коллекцию осень-зима 2017, потому что для произведения современного художника крайне важен контекст.

Контекст
     Новая коллекция Гоши Рубчинского знаменует собой старт сотрудничества дизайнера с Adidas Football, приуроченный к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году в России. Adidas — немецкий бренд, Калининград — бывший немецкий город. Да и советские спортсмены практически всегда носили вещи этой марки. В общем, этот город — идеальная площадка, чтобы подчеркнуть связь двух стран и двух брендов. И к черту правила. Тем более что за Гошей приехали даже сюда.
     Кстати, перед началом шоу гостям, почти как аннотацию к выставке, вручали гид по Калининграду, который документировал процесс поиска подходящей локации для показа. Мелькают черно-белые гостиница «Москва», областная библиотека, Дом Советов, стадион «Балтика» — в общем, весь цвет фирменных калининградских советско-немецких реалий. Или тот самый контекст. В итоге выбор пал на бывшую кенигсбергскую биржу, она же — бывший ДКМ. Получилось, как метко отметили в Instagram-комментарии к показу, как «когда в спортзале протекла крыша и физ-ру перенесли в актовый зал».
     Возвращаясь к теме «мода без правил», нельзя не сказать о моделях Гоши Рубчинского. Это и не модели вовсе, а обязательно друзья или близкие по духу люди: скейтеры, графитчики, художники и просто обычные ребята «с раёна». Дизайнер делает их непосредственными, если не главными, участниками события. Модный мир давно пропагандирует идею о том, что просто вешалки для одежды, каковыми выступают анорексичные длинноногие модели, уже никому не нужны, важны — личности, да и нестандартными моделями уже мало кого удивишь. Гоша Рубчинский идет дальше — он дает им слово. Его не-модели рассказывают реальные истории, и этот короткий монолог о себе (как зовут, где родился, чем занимаюсь, о чем мечтаю) становится идеальным саундтреком к выходу каждого героя.

Контекст
     На паркете образы создают супрематизм цветов и геометрию рисунков на околофутбольную и футбольную тематику: игрок, тренер и вратарь, а также фанаты, милиционеры и охранники, присутствующие во время всех спортивных соревнований.
     20 минут, и показ завершен. Впереди — дружеские посиделки в «старом немецком дворце» (небольшое расследование в Instagram показало, что это ресторан «Солнечный камень»), а затем и развеселая, хоть и закрытая, afterparty**** в легендарной «Атлантике».
     Город засыпает, просыпаются калининградцы. Ироничные и совершенно искренние: «Да у нас в Балтрайоне всю жизнь такое носили». Это ж как «Черный квадрат» Малевича: нарисовать — «все могут». Но не все додумаются. А Гоша — молодец. В квадрате.

*«Cветские львицы». ** Всегда. *** От англ. ready «готовый» и made «сделанный» — техника в разных видах искусства (главным образом, в изобразительном искусстве), при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями. **** после вечеринки.

Анастасия Гончарова
Фотографии предоставлены пиар-службой Gosha Rubchinskiy