Гонконгский ветер

Все статьи

текст: Марина Васильева
фото: Олег Алферов

Век учись

«Как мы перелетели в старый год и зачем искали ценность своей компании» — Марина Васильева вместе с группой калининградских предпринимателей закончила учебный курс в HKUST Business School

Решение об образовательной поездке в Гонконг вместе с группой предпринимателей под флагом KIBS я принимала в середине прошлого года. Тогда о грядущем кризисе еще только говорили, предрекали. А когда в последних числах января мы сели в долгий самолет на Гонконг, каждый в своей голове подсчитывал «было и стало», понимая, что и это еще не дно. Кого-то уже во время учебы настигали известия о возросших процентах по кредитам, об упавших в январе оборотах. В общем, фон для учебного процесса был не лучший. Ни в каких учебниках по маркетингу не описанный. Но выживать-то все равно надо. Такие мысли кружились в наших головах, когда самолет приступил к посадке в Гонконге.

Сверху город необычайно красив. Море, многочисленные острова (аж 260, главный — Гонконг), зеленые горы и холмы, узкие, высоченные здания, торчащие словно зубы из драконьей пасти.

Здесь не так много территории, пригодной для строительства, а живут больше семи миллионов человек. Острова вулканического происхождения, случаются оползни. Так что все небоскребо-уплотнительное строительство лепится ближе к морю. Наши градоправители-строители непременно порадовались бы возможности выгонять в небо стоэтажные дома. Жаль, что живут они не в Гонконге.

«Восемьдесят процентов поездок люди совершают на общественном транспорте.
Иметь машину здесь дорого и хлопотно — негде припарковаться»

     Мы селимся на полуострове Коулун. С набережной открывается роскошный вид на бухту Виктория и остров Гонконг с его небоскребами. Напоминает Нью-Йорк. В Гонконге находится примерно треть самых высоких зданий в мире. Острова связывают метро, элегантные мосты, а также паромы — самый недорогой местный транспорт. Восемьдесят процентов поездок люди совершают на общественном транспорте. Иметь машину здесь дорого и хлопотно — негде припарковаться.

В Гонконге все время посещает дежавю. Смотришь на небоскребы — Нью-Йорк, на двухэтажные автобусы, которые выныривают справа, в то время как ты привычно смотришь налево, — Лондон. Идешь по бутикам — Милан, да и только! Поражаюсь обилию роскошных магазинов. В какой бы район ни забрел, в каждом квартале поджидает Prada, Chanel, Gucci, Rolex и прочие топовые мировые бренды, а также дорогие ювелирные магазины. И они полны народа! Хотя цены в них столь же высоки, сколь и дома в Гонконге.

В ресторанах и кафе, которые здесь на каждом шагу, яблоку негде упасть. Готовят вкусно. Обслуживают очень быстро. В Гонконге, как мне показалось, даже лифты ездят быстрее, чем где-либо. Здесь не ждут, пока двери плавно сомкнутся, а тыкают в кнопку закрытия несколько раз, словно подгоняя технику.

Гостиницы в Гонконге дорогие. Относительно бюджетные варианты приведут вас в комнатку размером с кровать. Но в ней странным образом уместится все, что нужно для жизни: телевизор, чайник, несколько пакетиков с чаем и кофе, фен, зубная щетка с маленьким тюбиком пасты, шампунь, гель для душа и даже крохотный шкафчик, иногда просто прибитый к стене над кроватью.

Дома у обычных жителей Гонконга маленькие. Как сказала наш гид, они с мужем имеют квартиру не больше нашего автобуса на 10 человек. Дома и гостиницы не отапливаются, вездесущий запах затхлости и плесени может отравлять отдых.

Китайцы — люди суеверные. Например, они не любят число четыре. Оно близко по звучанию со словом смерть. Поэтому этажи, заканчивающиеся на четверку, могут заменить на любую букву. Год 2014‑й, получается, тоже был опасный для китайцев. Поэтому все они готовились к встрече Нового года с более подходящими цифрами, который наступил у них по китайскому календарю с 18 на 19 февраля. Улицы были увешаны красными фонариками и гирляндами. Почти как у нас. В почете у китайцев и фэн-шуй. Если какое-то здание будет иметь в стиле слишком много углов, треугольников, на него направят устройства для мойки окон с соседних зданий. Типа, чур меня. И эти традиционные приподнятые уголки китайских крыш — чтобы дракон на них мог отдохнуть. Если строят на горе — наделают в фасаде дыр, чтобы обзор дракону не загораживать. И мне подумалось: может, не зря они это, у них с экономикой все тьфу-тьфу. Может, нам тоже почаще надо палец в чернилах держать или монету под пятку подкладывать.

«Если какое-то здание будет иметь в стиле слишком много углов, треугольников, на него направят устройства для мойки окон с соседних зданий. Типа, чур меня»

    Да, во многом мы, конечно же, не похожи. Мы не любим число 13, они — 14. Нам нравится жариться на солнце в погоне за модным загаром, они сидят в тенечке, чтобы кожа оставалась максимально светлой. В рекламе китайской косметики большой упор делают на осветление кожи. Говорят, у них даже шампуни есть с отбеливающим эффектом. Мы едим вилкой, они — палочками. Но все же маркетинговые инструменты универсальны. И мы с нетерпением ждем, что же можно почерпнуть у гонконгцев для ведения бизнеса, чему научиться. Хотя условия ведения бизнеса у нас и у них о-о-очень сильно разнятся. Гонконг занимает третье место в мире по легкости ведения бизнеса и пятое в рейтинге налоговых систем мира. Мне в руки попала ежедневная газета, в которой была статья про закрытие какого-то известного в городе ресторана. Как я поняла, надзирающие пожарные органы предписали сделать заведению наружную лестницу, а обычную закрыли. Такое ущемление бизнеса газета сочла столь вопиющим общественным фактом, что поставила статью на самое видное место.

Истекают два дня, отпущенные нам для знакомства с городом и на безуспешные попытки наладить сон. Впрочем, Гонконг спит мало. Особенно биржевые маклеры: когда здесь закрывается биржа, в Лондоне открывается, — и не до сна.

«Условия ведения бизнеса у нас и у них очень сильно разнятся. Гонконг занимает третье место в мире по легкости ведения бизнеса и пятое в рейтинге налоговых систем мира»

     С глазами, от недосыпа сближающими нас с коренным населением Гонконга, мы приходим на первое занятие в HKUST Business School — известную во всем мире школу бизнеса Гонконгского университета науки и технологии. Знакомимся с профессором Джозефом Салвакрузом.

Мы все учились у ректора KIBS Александра Яковлевича Баринова и у других преподавателей — удивить нас непросто. Но после небольшой теории мы разбираем кейсы на примере своих компаний, и постепенно макроэкономические страдания в наших головах уступают место новому анализу и оценке собственного места на рынке. Мы словно заново учимся находить ценность наших продуктов. Ведь, как правило, похожие бизнесы находятся в одной конкурентной среде, и без понимания ценности мы не можем подтолкнуть потребителя к осознанию и потреблению этой ценности.

Пытаемся еще точнее определить сегменты наших клиентов. Иногда коллеги возражают докладчику, мол, не в том месте ты, дорогой товарищ, нарисовал себя на осях координат, мы тебе ответственно заявляем, что твое место не здесь. Идут жаркие дискуссии. Даже профессор теряет сон, переживая за наши сегменты и ценность.

Сегментирование и ценностные преимущества мы разбирали на примерах известных мировых компаний. Все гениальное лежит на поверхности. Только нужно это увидеть. Методика, предложенная нашим китайским профессором, позволяет это сделать.

Как потом признался господин Салвакруз, группа поразила его умом, активностью и желанием помогать друг другу. Как сказал Джозеф, китайцы более закрыты и не привыкли поддерживать коллег. Многие маркетинговые понятия профессор растолковывал на примере семейных и личных отношений. Один лишь раз с этой темой он зашел в тупик, обратившись к мужской части группы: «Представьте, что вы — женщина и вам должны сделать предложение». Наши мужчины категорически возразили против такой постановки вопроса. Пришлось профессору тактику сменить.

Для каждого из нас профессор Джозеф нашел на занятиях и после курса несколько нужных и важных слов. Владельцу компании «Томас Бетон» Игорю Плешкову целое послание написал на его дипломе. Зачитав его нам, Игорь сказал прекрасную фразу: «А для чего мы ездим на учебу? Только за энергией преподавателя!» Надо признаться, мы явно энергетически подпитались. Уезжали не такими пессимистами, какими приезжали, — да еще вооруженные таблицами, записями, мыслями и планами конкретных действий.

«Мы явно энергетически подпитались. Уезжали не такими пессимистами, какими приезжали, — да еще вооруженные таблицами, записями, мыслями и планами конкретных действий»

     Внесла свою лепту в образование экскурсия в офис и магазин кампании Smart Ton. Эта телекоммуникационная компания — не самая дешевая — в основу своей работы положила надежность и заботу о клиенте. Все негативные звонки фиксируются, разбираются и попадают на уровень руководства компании. Здесь борются за то, чтобы недовольных клиентов было меньше. От сотрудников требуется разделять ценности компании — они прописаны и доводятся до сведения. В числе требований к персоналу, например, способность быстро меняться. Это важное качество должно быть у человека, например, при запуске нового продукта и услуги. Обычно в такие моменты в компании собираются группы сотрудников и детально, шаг за шагом, прорабатывают все моменты, пока не наступит полная ясность. В компании приветствуют открытость и доверие, не приемлют внутренние разборки. В магазине каждый покупатель фиксируется через электронную очередь, получает примерное время, через которое очередь подойдет, — можно спокойно отправляться по другим делам. Впрочем, я очередей не увидела. Вот ведь странно: толпы народа кругом, а очередей нет! Да, нам такому сервису еще учиться и учиться!

Меня так зацепила учеба, что по окончании курса, еще находясь в Китае, я написала длинное письмо директорам и редакторам медиагруппы «Западная пресса». Сейчас собрали инициативную группу, чтобы сформулировать ценность компании и обновить способы продвижения на рынке.

Ну и в конце путешествия нас ждало сказочное государство Макао, куда мы отошли на пароме с полуострова Коулун. В порыве обыграть казино (Макао — игорная зона) и поправить бюджет своих компаний некоторые товарищи провели там не один день. Но чем больше играли, тем больше выигрывало казино. К счастью, компании свои никто не проиграл. А неазартные вроде меня бродили с картой по древностям этого удивительного европейско-китайского местечка (бывшая португальская колония). Впитывая с ветром запахи моря, еды и местного ни на что не похожего колорита.