Финансист, смотрящий в будущее

Все статьи

Эксперт

Совладелец Академии контроллинга из Мюнхена Дитмар Пачер о том, кто такие контроллеры и что они могут дать компании и ее собственнику

8 июня в Музее Мирового океана прошла XI международная ежегодная конференция по контроллингу. Конференция, которую проект USENKOV.PRO проводит в Калининграде уже одиннадцать лет подряд, — яркое событие для регионального делового сообщества.
     Тема конференции в 2018 году — «Конкуренция в бизнесе: не друг и не враг». Каждый из спикеров с разных точек зрения рассматривал конкуренцию как технологию, способную при верном подходе привести предпринимателей к успеху.
     Одним из самых впечатляющих стало футуристическое выступление хедлайнера конференции — мировой легенды контроллинга, совладельца мюнхенской CA controller akademie Дитмара Пачера. Создатель проекта USENKOV.PRO Валентин Усенков поговорил с Дитмаром Пачером о феномене контроллинга.

     — Каждый раз, когда меня просят представиться, я говорю, что я — контроллер или учу контроллингу. И меня тут же спрашивают: а что это? Дитмар, расскажи вкратце, что такое контроллинг с твоей точки зрения.
     — Не имею ни малейшего представления (смеется). Если серьезно, контроллинг — управленческий процесс. Формулирование целей, составление плана по их достижению и контроль движения в верном направлении. Это три главных шага: определить цели и согласиться, что они верны; составить план, а затем идти верным путем. Шаг вправо, шаг влево — нужно возвращаться обратно. И не спускать глаз с ваших целей.

     — Примерно так объясняю и я. Но тогда возникает встречный вопрос: чем же контроллинг отличается от менеджмента? На нашей конференции по контроллингу пять лет назад один из участников спросил, что поменяется, если в названии поменять «контроллинг» на «менеджмент»?
     — В целом он не так уж неправ: контроллинг — процесс управления, менеджмента. Но если вы посмотрите на многих менеджеров, то обнаружите, что они зачастую забывают фиксировать четкие и измеримые цели своей работы. Нередко им не хватает внятного плана действий, они руководствуются скорее интуицией, чем строгими схемами. И даже если план есть, они далеко не всегда ему следуют.
     Важно понимать: контроллинг как процесс не может существовать без контроллеров. Без людей, которые следят за тем, как менеджеры определяют цели и задачи для различных подразделений компании, составляют планы для каждого из них. Планов же может быть много: план производства, план продаж, планы инвестиций, планы покупок… И каждый из них должен быть частью большой схемы, сложного процесса, который в конечном итоге должен привести к реализации глобальной цели.

Эксперт

Валентин Усенков и Дитмар Пачер

     — В Европе я слышал такое определение контроллинга: это «финансовая совесть» компании. Почему контроллинг так тесно связан с экономикой и финансами?
     — Контроллинг намного больше, чем финансы. Это выбор и реализация стратегических, качественных, операционных и финансовых целей и задач. На самом деле большинство контроллеров имеют дело именно с финансово‑экономическими показателями компаний, с которыми работают. Причина, как мне кажется, в том, что обычным менеджерам в бизнесе попросту не хватает экономических познаний. Да, они могут быть хороши в маркетинге или в продажах, но когда дело касается денежных потоков, отчетов о прибылях и убытках, они опускают руки. Вот тут на помощь приходят контроллеры, специалисты с высоким уровнем экономических знаний.

     — Контроллинг — сравнительно новая профессия. Как она появилась и почему получила такое широкое распространение в немецкоязычных странах?
     — Как профессия контроллинг появился в 70‑х годах прошлого века. Благодарить за это стоит доктора Альбрехта Дайле, создавшего в 1971 году Академию контроллинга. Он был настоящим визионером: создал академию до того, как появилась профессия. Были бухгалтеры, финансисты, контроллеров и контроллинга не существовало. Но Дайле был уверен: в компаниях необходимы люди, сведущие в бухгалтерии и финансах, не занимающиеся лишь составлением отчетов о том, что случилось, а смотрящие вперед, в будущее. Первыми слушателями нашей академии были топ-менеджеры, но почти сразу компании стали присылать на семинары бухгалтеров и финансистов. Возможно, это тоже причина финансово‑экономического характера контроллинга в его нынешнем виде.

     — Ключевая аудитория проекта USENKOV.PRO — собственники компаний. И главное для них — результат. Говоря на языке предпринимателей, языке результатов, как ты можешь описать необходимость наличия в штате контроллера?
     — Далеко не всегда контроллер должен быть частью команды. Все зависит от размера компании, — когда она небольшая, контролировать реализацию планов и стратегий может сам собственник. Но с ростом бизнеса следить за тем, чтобы поставленные в начале года цели достигались к его завершению, становится сложнее. Менеджеры погружены в проблематику своих отделов и не могут видеть картину в комплексе, а вот контроллер может следить еженедельно, ежемесячно, ежеквартально за тем, каким путем движется вся компания и соответствует ли это движение тем задачам, которые ставит перед ней владелец.

     — Ну и, наконец, самый практический вопрос: если собственник бизнеса решил воспитать контроллера в своем коллективе, к примеру, отправив его к нам на обучение, какие критерии должны быть ключевыми?
     — Этот вопрос мне задают очень часто, и у меня есть простой и конкретный рецепт. Возьмите двух-трех сотрудников, лучше всего разбирающихся в финансах, тех, кто на самом деле понимает, как работают денежные потоки, каково значение отчета о прибылях и убытках, что на что влияет и что с чем связано в экономике бизнеса, и отправьте их всех к руководителю коммерческого отдела. Но не предупреждайте его о происходящем; пусть он думает, что они хотят получить должности в сфере продаж, и пусть коммерческий директор выберет того из них, кто, по его мнению, лучше всех сможет продавать ваш продукт.
     Контроллер должен не только полностью понимать экономику компании, но и уметь продавать. Продавать цифры, продавать данные топ-менеджерам, не стесняться идти к руководителям подразделений с многолетним опытом и доносить до них идеи о том, как изменить работу для увеличения денежного потока, маржи и, как следствие, повышения благосостояния собственника. Именно в этом его наивысшая цель.
     Ну и конечно, будущие контроллеры должны получить исчерпывающие практические навыки в области экономики, финансов и управления. Я очень рад, что ваш проект USENKOV.PRO в Калининграде дает возможность учиться этому как собственникам, так и будущим контроллерам — это напоминает мне о том, как начиналась наша CA controller akademie в Мюнхене.

Эксперт

Тел. +7 (911) 469-98-05
www.usenkov.pro
project@usenkov.pro

Алексей Милованов
 Фотографии предоставлены компанией