Философия панка

Все статьи

Знакомство

Учредитель DSGN club Константин Кирьянов намерен раскрасить городские трамваи и открыть в ближайшие два года филиалы в сотне российских городов

     — Многие знают тебя как дизайнера. Почему решил стать предпринимателем?
     — Это правда, я работаю в дизайне 16 лет. Никогда не планировал заниматься бизнесом: всегда был панк-рокером, поэтому долгое время предпринимательство мне было чуждо. Такое отношение, наверное, остаётся и сейчас — проект DSGN club строится на принципе DIY («сделай сам»; термин происходит из панк- и хардкор-культуры, встречается в книге «Философия панка: больше, чем шум»18+ Крэйга О’Хара. — Ред.). Создать собственный проект подтолкнуло желание творчески развиваться и зарабатывать — мне кажется, это сильнейшая мотивация для любого человека. Когда нет денег, тебе кажется, что всё плохо, вокруг враги, — такие мысли сводят с ума. Убеждён: каждый должен зарабатывать минимум 100 тысяч рублей. Ну, как наши сотрудники (улыбается).
     — Об этом подробнее. Когда появилась команда?
     — Всё началось с маленькой студии шесть лет назад. После восьми лет работы в офисе — это было прекрасное время, я получил опыт в брендинге, наружной рекламе, полиграфии и веб-дизайне, познакомился с собственниками многих компаний, — ушёл на фриланс. Когда родилась дочь и начала ломать мой ноутбук, подумал, что нужно арендовать кабинет для работы. Некоторое время сидел в нём один, сделал всем соседям бесплатный дизайн визиток. Потом взял на работу одного дизайнера, второго, затем менеджера. Постепенно в команде набралось двенадцать человек — всех уволил, собрал новую.
     — Почему?
     — Это был первый-второй год нашей деятельности, из-за отсутствия опыта в бизнесе было много сумбура. Мне всегда хотелось спасти мир дизайном — это стало миссией студии. Сегодня DSGN club — творческий, саморазвивающийся организм.
     — Спасти мир с помощью дизайна — звучит, как минимум, амбициозно.
     — Некоторые дядечки и тётечки находят это глупым. Тем не менее, в портфеле студии серьёзные проекты для этих самых дядечек и тётечек. Мы разрабатывали дизайн для Центра поддержки предпринимательства, проекта «Бизнес-Молодость», компаний «Росконцерт», «Балт-ЭкоПрод» (принадлежит бренд «Солёнушка». — Ред.), «Янтарь-холл».
     — Себе не изменяете?
     — Конечно. Как были дурачками, так и остаёмся. Это же дизайн, здесь нельзя быть нормальным человеком. В команде DSGN club собраны единомышленники, которые дружат друг с другом, несут ответственность за продукт и постоянно генерируют идеи. Одно из ключевых правил — у креатива не должно быть границ. Нас 39 человек, и мы, как большая семья, вместе создаём культуру в будние дни и тусуемся в выходные. Это нестандартная модель ведения бизнеса, из-за которой я, как руководитель, всё время стою перед выбором — относиться к дизайнеру как к подчинённому или как к другу, родному человеку. Даже если возникают проблемы, придерживаемся концепции: главное, чтобы работа приносила не только бабло, но и кайф. Возможно, нам не нужно такое большое здание (DSGN club занимает четыре этажа в здании на улице Чкалова. Подвальное помещение планируется адаптировать под фотостудию. Аренда — 500 тысяч рублей в месяц. — Ред.), можно было ужаться или полностью уйти в диджитал, который приносит основную прибыль. Но нам по кайфу находиться в этом пространстве, поэтому оно у нас есть. Да, мы здесь рисуем на стенах и катаемся на скейте, но это не мешает DSGN club быть серьёзным бизнесом — с CRM*-системой, чат-ботами, воронками под каждый мастер-класс. Всё под контролем.
     — Под брендом DSGN club работают студия дизайна, маркетинговая студия, школа дизайна. Что ещё?
     — Ещё есть арт-магазин, где продаётся наш мерч, детская художественная школа, коворкинг, дизайн-бар. Когда мы находились на проспекте Мира, на первом этаже работала кофейня («Там, где кофе»; проект закрылся в феврале 2020 года. — Ред.). Когда ребята предложили её открыть, я был только рад — наши клиенты давно просили заменить кнопочную кофемашину на рожковую. Мы же не смогли бы должным образом заниматься кафе, тогда главным приоритетом было развитие школы дизайна. Сейчас, проанализировав опыт, готовы.
     Также хотим организовать настоящую детскую художественную школу с соответствующей лицензией, которую сейчас получаем, — это одна из причин, почему нам потребовалось арендовать новое здание. Год назад протестировали её работу в формате «арт-лагеря» — без рекламы за месяц пришли три группы, выручка составила 200 тысяч рублей. В городе всего две художественные школы, они переполнены. Мы знакомы с их руководителями и преподавателями — они готовы отправлять к нам детей целыми классами.
     — Давай вернёмся к студии и школе дизайна. Это основные направления?
     — Основной продукт — школа дизайна, причём в онлайн. Мы нащупали это направление три года назад, когда меня попросили научить пользоваться фотошопом. Сегодня оно делает почти всю кассу. У нас 18 программ, 13 преподавателей и 200 учеников в месяц.

Знакомство

Ниша, где мы работаем, никогда не будет переполнена, хотя бы потому, что каждый дизайнер — индивидуальность

     — Сколько стоит обучение?
     — Зависит от программы. Главная, «Огненный курс по дизайну», стоит 36 тысяч рублей, вип-пакет, когда с учеником работает наставник, — 54 тысячи. Программа рассчитана на два месяца, в неё входит изучение видеомейпинга, веб- и дизайна социальных сетей, каллиграфии, дизайна интерьера. Мы учим с нуля: не только основам [дизайна], но и тому, как правильно общаться с клиентами и зарабатывать. Ученики DSGN club — наши же стажёры, мы регулярно закидываем им заказы и конкурсы. Благодаря этому у студии огромная база дизайнеров.
     — Кто платит 54 тысячи за курсы дизайна?
     — Мне 32 года. Многие мои сверстники до сих пор не могут устроиться на работу, они постоянно ищут призвание, думают, что в этой стране невозможно что-то делать. Это бич поколения. Так вот, наша школа создана для таких потеряшек, кто вдруг пошёл не в тот университет и оказался не на той работе. У нас учатся таксист, эмчээсник, мать-одиночка, девушка-интроверт, которая живёт в деревне и занимается на ноутбуке с разбитым монитором. К нам приходят за творческим развитием и новой профессией. В этом отношении дизайн — лёгкая штука.
     — А как же талант?
     — Талант — это многократное повторение одного и того же. В Китае есть суши-мастер, ему 80 лет. С восемнадцати он готовит суши с тунцом — и никаких других. Сыновей, которым уже по 60 лет, подпускает только варить рис. Посетители занимают очередь за четыре месяца. Если вам кажется, что у вас нет таланта, нужно поднажать. Любой может стать крутым дизайнером. Наш опыт это доказывает.
     — Что насчёт дизайн-студии?
     — Пока отлаживали работу школы, уделяли ей меньше внимания. Сейчас вернулись к этому направлению, плотно работаем, чтобы быть супер. Планы огромные, цель — делать крутые проекты в Калининграде и масштабировать их на всю Россию.
     — Приведи пример.
     — Я уверен, что в детстве каждый хоть раз фантазировал о том, как здорово было бы раскрасить общественный транспорт, сделать красивыми трамваи и автобусы. Мы предложили такой проект Центру поддержки креативных индустрий Калининградской области, разработали несколько эскизов принтов. Нам выделили трамвай. Если концепцию утвердят, раскрасим весь парк.
     — Как работает DSGN club в других городах?
     — У нас огромное количество учеников по всей стране. В Петербурге, Сочи, Новосибирске и ещё семи городах, где есть кураторы, проходили офлайн-занятия на чужих площадках. Пока это финансово невыгодно, но мы не отказываемся от направления — есть люди, которым живой контакт необходим. Полгода назад открыли филиал школы в Москве, там большой трафик учеников и клиентов.

Знакомство

Основной продукт – школа дизайна, причём в онлайн

     — Разве в Москве мало школ и дизайн-студий?
     — Если на рынке много дизайн-студий и все они выживают, значит, и нам достанется кусочек пирога. А, возможно, мы окажемся вкуснее других — вот в чём суть предпринимательства. Если у тебя нет конкурентов, скорее всего, зелёные шубы или ёлки, которыми ты торгуешь летом, никому не нужны. Ниша, где мы работаем, никогда не будет переполнена, хотя бы потому, что каждый дизайнер — индивидуальность. Это то же самое, как группы «Король и Шут» и Metallica — они не могут конкурировать. К тому же в дизайне есть вип-сегмент, а есть эконом, когда начинающий предприниматель заказывает дизайн у стажёра. Следующий филиал мы откроем в Петербурге — пандемия несколько скорректировала сроки, но команда во главе с директором уже наготове. Мы проводили там офлайн-мероприятия, есть много желающих учиться у нас. Осталось арендовать помещение — и понеслось.
     — Филиалы открываете на собственные деньги?
     — У нас два инвестора, от них получили 5 миллионов рублей — эти средства использовали, в том числе, чтобы открыться в Москве.
— Не страшно не выполнить условия инвестиционных соглашений?
— Инвестиции — нормальная история. Как взять крат-косрочный заём на закрытие долгов перед сотрудниками. У нас такая модель: первые полгода вкладываемся, потом получаем прибыль. Кассовые разрывы, хотя бы из-за коронавируса, бывают даже у огромных корпораций, но проходит время, и всё в порядке. Нужно относиться к этому как к приключению.
     — Когда дизайн-студия стала самоокупаемой?
     — Сразу, потому что у меня были деньги, чтобы снять офис. Когда стали добавляться новые проекты, подтягивал средства из выручки от студии. Вложения в школу дизайна и маркетинговую студию вернулись быстро. Филиал в Москве уже выходит в ноль, для нас это большой успех.
     — На какие проекты ищете инвестора сейчас?
     — Я вижу огромный потенциал в кафе, на него требуется около 2 миллионов. Мы называем его дизайн-баром, но никакого алкоголя не будет. Хочется создать пространство, атмосферой воссоздающее улицу Думскую в Петербурге. В нём будут белые стены с нашими граффити, ковры, дизайнерская мебель, брендированная посуда. Зарабатывать будем на кофе и аренде под мероприятия. Когда дизайн-бар начнёт работать в Калининграде, запакуем франшизу. Цель — открыть заведения в 100 российских городах, а затем интегрировать другие наши проекты. Уверен: комьюнити учеников нас поддержит.

* — Система управления взаимоотношениями с клиентами

Софья Сараева
 Фотографии из архива героя