ES#1 Ирины Громовой: больше, чем языковая школа

Все статьи

Персона

Игру в шахматы, как известно, начинают белые — это даёт реальное конкурентное преимущество. Создатель Английской школы #1 Ирина Громова известна как опытный и успешный гроссмейстер в сфере образования. Вместе с директором по развитию школы Юлией Шкуркиной она рассказывает, какой ход помог уйти от языковой школы и трансформироваться в экосистему интеллектуального и личностного развития

Когнитивная рокировка
— Когда бренд и бизнес успешны, собственники зачастую не склонны переформатировать его, искать новые модели. Что послужило толчком к такой глобальной трансформации Английской Школы# 1 из языковой школы в интеллектуальную экосистему?
Ирина: За последний год я приняла участие в пяти самых масштабных современных конференциях, посвящённых будущему в сфере образования. Красной нитью во всех выступлениях проходит необходимость формирования так называемых гибких навыков: коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. С одной стороны, они всем уже набили оскомину, с другой — не все до конца понимают, что это за навыки и как их формировать. Английская школа знает: мы делаем это через изучение иностранного языка. В будущее возьмут не всех: людей, не владеющих на высочайшем уровне хотя бы одним иностранным языком, точно не возьмут. Кстати, вопрос, нужно ли знание языка современному человеку, уже не ставится. Знание языка сегодня так же обязательно, как умение водить автомобиль.

Для меня, как учёного-лингвиста, задача обучения сугубо языковым навыкам стала в последнее время слишком мелкой и легко выполнимой. Выражаясь языком шахматной игры, эту партию мы уже выиграли: каждый год сотни наших учеников успешно сдают государственные и международные экзамены. Мой девиз: «То, что другие делают сегодня, мы знали и делали позавчера. То, что мы делаем сегодня, другие будут делать завтра или не смогут повторить никогда». Поэтому мы задумались о новом ходе и в этом году совершили своеобразную когнитивную рокировку. Теперь усиленно занимаемся эмоциональным, интеллектуальным и личностным развитием каждого ученика через углубленное изучение языка — иностранного и родного. Таким образом мы завершили трансформацию от языковой школы к школе высоких интеллектуальных технологий.

Юлия: Для нас изучение языка становится не целью, а средством формирования и развития интеллекта: жёстких и гибких навыков. Это то, что нам интересно, и то, зачем к нам приходят продвинутые и понимающие родители и дети. Изучение иностранного языка в совокупности с эмоциональным и интеллектуальным развитием даёт преимущество в любой профессиональной сфере — это инвестиция в успешное и перспективное будущее. Правильно говорят, что математика — гимнастика для ума. А вот изучение иностранного языка мы определяем как «художественную гимнастику мысли», потому что в процессе овладения иностранным языком задействованы память, понятийное, интуитивное мышление и внимание, мы «накачиваем» интеллектуальные мускулы, формируем разные структуры мозга, развиваем его. К тому же на перенасыщенном рынке образовательных услуг мы не можем стоять на одном уровне с репетиторами всех мастей, экспресс-курсами. Приходится ходить белыми и доказывать, что Английская школа — не пешка, а королева в сфере образования.

— Получается, вы занимаетесь когнитивным развитием студентов именно через язык?
Ирина: Погружаясь в тексты, в оттенки смыслов, человек учится правильно аргументировать, красиво строить речь. Расширяется словарный запас, разговор становится грамотным, интеллектуальным. Импульс и толчок к такому многогранному развитию даёт языковая система. Мозг человека постоянно находится в работе, он запоминает, анализирует, структурирует, это помогает непрерывно развиваться. Немецкий, английский, французский языки — это совсем другая грамматика, иная логика изложения, даже философия в них совсем другая. Следовательно, мы помогаем развитию дивергентности мышления.

Юлия: Для нас также важно, что изучение иностранного языка способствует развитию общего интеллекта человека. Когда мы изучаем иностранный язык, всегда обращаемся к накопленным знаниям родного языка. То есть при изучении любого языка одновременно развивается и родной. Отличное владение возможностями и родного, и иностранных языков увеличивает шансы на успешную жизнь — и личную, и профессиональную.

— Каким образом вы осуществляете эту интеграцию?
Ирина: Мы ввели отдельные программы по изучению родного языка, поскольку видим, что дети зачастую владеют английским языком лучше, чем русским. Они аргументируют и строят предложения на неродном языке быстрее и грамотнее. Все эти нюансы привели нас к тому, что мы, развивая нашу школу, ввели программы по русскому языку. Это большой и значительный шаг для нас. Сейчас по этим программам занимаются только ученики 9–11-х классов, в следующем году мы открываем направление интеллектуального развития через углубленное изучение родного языка с 6-го класса.

Юлия: Не случайно в этом году у нас все дети — от самых маленьких до выпускников — читали и анализировали художественные тексты на русском и английском языках. Например, последнюю книгу Джоан Роулинг «Икабог»16+. После прочтения ученики вместе с преподавателями анализировали сюжет, характеры героев, рассуждали, почему герои совершают те или иные поступки и как они сами бы поступили в аналогичной ситуации. Навык чтения на любом языке — отличный инструмент когнитивного развития детей. Нам важны процессы, развивающие мышление, когнитивные способности.

Ежедневно в рамках образовательного процесса мы разыгрываем сложные многоходовые комбинации, позволяющие студентам достигать пика своих возможностей

Персона

Дивергент
— Многие дети хотят связать жизнь с иностранным языком? Вы помогаете с выбором профессии?
Юлия: Скорее помогаем осознать, что будет правильным для ребёнка. Мы предлагаем нашим ученикам пройти процедуру анализа структуры интеллекта — и это тоже уникальная услуга для нашего региона. С помощью коллег из Санкт-Петербургской психологической школы мы подобрали почти два десятка интеллектуальных тестов, позволяющих с разных сторон посмотреть на интеллект ребёнка или взрослого. Что больше развито: самостоятельность мышления, понятийно-логическое мышление, понятийно-интуитивное, абстрактное или образное мышление, математическая интуиция, оперативная память, общий уровень эрудиции и т.д. Там более 200 уникальных параметров, которые позволяют увидеть, на каком уровне — слабом, среднем, хорошем или высоком — находится та или иная интеллектуальная операция тестируемого. В результате такого анализа мы можем дать рекомендации родителям, на какие области в интеллекте ребёнка стоит обратить внимание, советуем определённые технологии, помогающие их более интенсивному развитию. Хороший или высокий уровень по определённым показателям — это подсказка, в какой профессиональной сфере ученик может состояться. Такое тестирование могут пройти ученики с 3-го по 11-й класс. В июне в нашей школе пройдёт сессия психологического интеллектуального тестирования и консультирования для всех желающих.

Ирина: Ученики очень часто обращаются ко мне с вопросом «Какую профессию мне выбрать?». Молодёжи сегодня сложно сориентироваться и расставить приоритеты — вокруг большой информа­ционный фон. На основе исследования мы профессионально консультируем, в какой сфере — физико-технической, гуманитарной, программировании или в медицине — можно себя реализовать. Ко мне и раньше часто приходили родители за консультацией, и я опиралась на свой многолетний профессиональный опыт. Сейчас у нас есть действенный научный инструмент, более чётко помогающий сориентировать в выборе профессии.

Школа всегда играет белыми
— Быть на шаг впереди — кредо вашей школы. Сегодня о ней знают во всей стране. Как удаётся добиваться таких высот?
Ирина: По закону шахмат белые всегда делают первый ход. Поэтому всегда слежу за новостями в мире образования — я в курсе новинок, мировых трендов, нововведений. Это требуется для того, чтобы собрать в нашей школе всё самое лучшее, передовое и инновационное. Более того, мы сами задаём тренды: команда школы всегда в поиске новых решений и технологий. Мы играем белыми, а остальные уже подтягиваются.

Юлия: В школе интеллектуальных технологий Ирины Громовой создана уникальная экосреда, подобран профессио­нальный преподавательский состав, применяются инновационные методики и уникальные инструменты — повторить всё это крайне трудно. А об уникальности мы заявляем не голословно. В марте стартовала большая серия визитов к нам в школу преподавателей со всей страны, чтобы пройти здесь программу «Профессиональный туризм. Языковое и методическое повышение квалификации». Преподаватели даже из высших школ приезжают перенять наш опыт: вместе с нами ходят на уроки, смотрят на наших детей, общаются с нашими педагогами, задают вопросы, изучают атмосферу в школе. Изначально мы думали, что к нам приедет пять-шесть человек, а оказалось, что уже около двадцати педагогов из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Кемерово, Челябинска и Ижевска готовы попробовать перенести наш опыт в свои школы и вузы. Мы придумали концепцию этой программы, применяя стратегию «Голубого океана», и то, что её уже начали копировать, доказывает её эффективность и потенциал. Всё это говорит о том, что «Школа Ирины Громовой» — бренд, уважаемый в стране, и образец для подражания.

Ключевая фигура на шахматной доске
— Какая программа обучения является предметом особенной гордости в Английской школе?
Ирина: Мы предлагаем нашим студентам широчайший спектр образовательных программ — круглогодичных, краткосрочных и летних. Среди них есть программы для самых маленьких учеников и взрослых, программы от уровня А0 до максимально высокого С2 (уровень носителя языка). Однако предметом особой гордости является программа, совмещающая языковую и предметную подготовку. Речь идёт о British School*, где наши ученики изучают такие предметы школьной программы, как математика, информатика, биология, история, география, литература, искусство, химия, на английском языке.

Юлия: Я добавлю не только как профессионал, но и как мама, что это единственная в Калининграде программа с таким контентом. Я вижу, с каким горячим желанием и энтузиазмом моя дочь учится, несмотря на то, что одновременно осваивать предметные сферы и иностранный язык непросто. Родители учеников часто говорят нам, что свою обычную школу они могут пропустить по разным причинам, но занятия British School не пропускают никогда. Такая влюблённость в учебный процесс опровергает утвер­ждение о том, что современные дети ищут только лёгкий путь, — мы доказываем обратное.

— Кто ключевая фигура на шахматной доске Английской школы Ирины Громовой?
Ирина: Несомненно, в любом образовательном процессе ключевыми фигурами являются личности учителя и ученика. Ежедневно в рамках образовательного процесса мы разыгрываем сложные многоходовые комбинации, позволяющие студентам достигать пика своих возможностей. Миссия нашей школы: развитие личностного потенциала учеников на максимум и обеспечение их абсолютного конкурентного преимущества и интеллектуального превосходства.

* – Британская школа

Лидия Лебедева
 Фотографии Светланы Андрюхиной