Эффективный транспорт, удобный транзит

Все статьи

На международном Балтийском транспортном форуме 16+ говорили о мерах поддержки инфраструктуры и создании отраслевого кластера

     Система электронных виз, работающая с 1 июля 2019 года, стала положительным примером использования транзитного потенциала Калининградской области, полагают в региональном министерстве инфраструктуры. По словам заместителя министра Алексея Ржанова, открывавшего пленарную сессию форума «Балтийские баталии: от геополитики к экономике», в числе прочего интерес туристов — за время работы системы Калининградскую область посетили более 39 тысяч человек — объясняют уникальное расположение территории и наличие пограничных переходов как на российской, так и на европейской колее. Также через территорию области проходят транзитные потоки с Востока на Запад.

     — Мы прорабатываем вопрос включения пунк-тов пропуска на границе в федеральный проект «Транспортно-логистические центры» для их реконструкции и расширения. Это касается автомобильных и железнодорожных пунктов, — отметил Ржанов. — Вместе с коллегами из федерального Минтранспорта работаем над созданием электронной очереди на автомобильных пунктах пропуска. Изучили опыт Эстонии, Литвы, Белоруссии, где система уже работает, и мы видим в ней потребность. Ждем от Минтранспорта постановление, которое определит оператора, правила эксплуатации и порядок взаимодействия с ведомствами на границе. Электронная очередь сделает прохождение границ качественным и эффективным, что прежде всего удобно для грузового транспорта.

Повестка дня

Леонид Степанюк

создание эффективной и бесперебойной транспортно-логистической системы – важнейший фактор, позволяющий реализовать преимущества региона в интересах всей страны

     О проблемах грузоперевозчиков говорил вице-президент «ДСВ Транспорт», руководитель транспортного комитета союза «Калининградская торгово‑промышленная палата» Леонид Степанюк. Среди них — несправедливые тарифы перевозок железнодорожным транспортом, дефицит квот на перевозки в страны Евросоюза, нерегулярность паромного сообщения между Балтийском и Усть-Лугой. Решить часть проблем, по мнению эксперта, сможет создание транспортно-логистического кластера (ТЛК).

     — Ни для кого не новость, что специфика Калининградской области — в ее существенной отдаленности от остальной территории Российской Федерации. В этих условиях создание эффективной и бесперебойной транспортно-логистической системы — важнейший фактор, позволяющий реализовать преимущества региона в интересах всей страны. Это и выгодное географическое положение, и действующий режим Особой экономической зоны, и накоп-ленные опыт и инструментарий приграничного сотрудничества, и наличие незамерзающего морского порта. Мы много говорим о необходимости наращивать транспортный и экспортный потенциал региона. Укрепить его, усилить пассажирские и грузовые связи с регионами России и другими странами могут тарифное регулирование, модернизация инфраструктуры, а также создание институции, объединяющей усилия участников рынка, — сказал Степанюк.

     Транспортно-логистический кластер объединит компании, занимающиеся отправлением, логистикой и перевалкой грузов, и потребителей этих услуг. Участники кластера в первую очередь будут лоббировать интересы транспортного комплекса. Предполагается, что ими станут Калининградский морской торговый порт, порт Пионерский, «Росморпорт», транспортно-логистический центр в Черняховске, КЖД, предприятия БСК, ДСВ, «Рустрансервис», «Автотор», «К-Поташ Сервис».

     Леонид Степанюк также выразил надежду, что в регионе будет создано отдельное, профильное министерство — оно снимет перегруженность существующих ведомств и консолидирует усилия, — а проект строительства глубоководного порта получит развитие. По мнению экспертов, новый порт сократит количество транзитного транспорта через страны Балтии, мощность контейнерного терминала может составить 35 миллионов тонн. Еще один спикер сессии, Андрей Крайний, заместитель председателя правления, статс-секретарь Евразийского банка развития, в прошлом возглавлявший Калининградский морской рыбный порт, оптимизма не разделил.

Повестка дня

Андрей Крайний

Чтобы сделать транспортный узел привлекательным, необходимо либо развивать каботажные перевозки супердорогих товаров, либо строить глубоководный порт в Балтийске

     — Когда смотришь на Калининград из Москвы, возникают смешанные чувства. А смешанные чувства, как вы помните из анекдота, это когда вы видите, как ваша теща на вашем автомобиле падает в пропасть. С одной стороны, у города масса преимуществ: ОЭЗ, транспортно-логистический центр в Черняховске, остров Октябрьский, близость к Европе. С другой стороны, есть белорусская железная дорога и литовская, которые будут делать все, чтобы груз пошел куда угодно, но не в Калининград: Вентс-пилс, Клайпеда или напрямую в Польшу через Белоруссию, — сказал Крайний. — Незамерзающие порты — это плюс, но в том же Петербурге порт тоже замерзает один раз в десять лет.

     Главная проблема морского транспорта, по мнению Крайнего, в том, что порты мелководные:
     — Бизнес умеет деньги считать. Я точно не тот человек, который должен давать вам советы, но мне представляется, что внутренние потребности региона — миллион TEU, максимум — 1,2 миллиона. Это содружество «Соя», «Автотор», все остальное — по пальцам пересчитать. Чтобы сделать транспортный узел привлекательным, необходимо либо развивать каботажные перевозки супердорогих товаров, где не требуется большая грузоподъемность, либо строить глубоководный порт в Балтийске. Там все хорошо — нет канала, есть глубины. Можно работать.

Софья Сараева
 Фотографии Александра Матвеева