Дар или осознанный выбор?

Все статьи

Олег Алферов о природе и главных качествах,
которые отличают лидера от банального руководителя

Авторская колонка


Тема лидерства обсуждается не веками, а тысячелетиями. Еще древнегреческие философы задавались вопросом о том, что отличает лидеров, и пришли к выводу, что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.
     Эту мысль поддерживали и в XIX веке, хотя уже возникали споры. Так, английский исследователь, антрополог и психолог Фрэнсис Гальтон считал лидерство проявлением унаследованного таланта, а его соотечественник Сесиль Родс утверждал, что лидера можно воспитать из одаренного человека, правильно обучив.
     Со второй половины XX века тема стала чрезвычайно популярной. Новые теории сместились с индивидуальных качеств на поведение, которое помогает занять лидирующую позицию. Были определены стили лидерства, которые определялись личными качествами, особенностями характера и опытом. Вот, например, одна из классификаций:

  1. Автократический стиль — решения принимает лидер, власть сильно централизована. От подчиненных инициатива не требуется, только беспрекословное исполнение.
  2. Демократический стиль — в принятии решений участвует вся группа.
  3. Либеральный стиль — лидер свободно делегирует полномочия членам группы, повышая их креативность и инициативность.
    Нарциссический стиль — лидер игнорирует интересы группы в пользу личного.
  4. Токсический стиль — использование лидерства таким образом, что управляемая группа оказывается в худшем положении, чем ранее.
  5. Фокус на результат — следование определенному набору шагов, которые должны привести к заданной цели в заданный срок.
  6. Фокус на отношения — противоположность ориентированности на результат. Вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой группы в ущерб остальным целям.

Однако возникают справедливые сомнения: а во всех ли упомянутых случаях мы говорим о лидерстве, не возникает ли здесь путаница и подмена понятий? Можно ли вообще отнести стили 1, 4, 5 к лидерству? Есть ли оптимальная пропорция между стилями 6 и 7? А что, если заглянуть в корень слова и пойти от определения, кто такой лидер?
     В начале 2017 года на вечерних занятиях со школьниками, изучающими английский в одной из калининградских школ, я попросил ребят сформулировать, чем отличается лидер от босса. Что он думает, чувствует, говорит? Цель была — получить собирательный образ.
     Английский глагол lead означает «вести» (куда-то или к чему-то), и leader, соответственно, — тот, кто ведет за собой. Да, этому слову приписывают и другие значения, но слова «руководство», «управление» и «лидерство» — не синонимы, и между ними нужно проводить грань, так как они описывают разные действия.
     Мы с ребятами выяснили следующее:

БОСС ЛИДЕР
Говорит «я» Говорит «мы»
Вызывает страх Заслуживает уважения
Безразличный Сопереживающий
Использует людей Развивает людей
Делает все сам Делегирует полномочия
Говорит «иди», подталкивает Говорит «пойдем», ведет за собой
Мотивирует через наказание Мотивирует через интерес и вовлечение
Он ваш «босс, начальник, руководитель» Он ваш «коллега, наставник, учитель»
Мыслит краткосрочно Мыслит на перспективу
Сфокусирован на процессе Сфокусирован на людях
Присваивает награды себе Раздает награды своим людям

     Ответы и идеи ребят удивительным образом совпали с тем, что говорят о лидерстве Джон Максвелл и Саймон Синк — одни из самых авторитетных экспертов по данному вопросу.
     Действительно, понятие «лидер» часто смешивается с понятием «руководитель», но это не одно и то же. Можно не иметь «погоны босса», но демонстрировать лидерские качества. Отсюда пошли термины «формальный лидер» и «неформальный лидер». Но может ли вообще лидер быть формальным? Можно ли его назначить? Руководителя — да, легко. Лидер либо проявляется, либо нет. А термины ввели для того, чтобы обозначить, что в первом случае руководитель и лидер совпали, а во втором — это два разных человека в одной группе.
     Качества, которые часто приписывают лидеру: мотивация к достижению, стремление к саморазвитию, творческий подход, высокая работоспособность, умение вдохновлять и заражать идеями других, способность действовать в неопределенных ситуациях и структурировать их. Лидер умеет выделять главное, а не заниматься деталями. Он хорошо слушает и слышит, наблюдает и постоянно учится, напрямую зависит от качества людей, которых он набирает в свою команду. Люди не любят следовать за кем-то, потому что должны. Люди следуют за кем-то, потому что хотят.
     Лидер продуктивен сам, и люди вокруг тоже становятся продуктивными. Развитие — тяжелый, продолжительный и часто незаметный труд. В этом плане лидерство — бремя, которое человек добровольно на себя взваливает.
     Есть три правила, которые обеспечивают высокую эффективность команды:

  • подбор правильных людей — высокий начальный потенциал позволяет сотруднику быстро развиваться;
  • определение правильного места для сотрудника — понимание того, где и как можно максимально раскрыть его сильные стороны и как снизить влияние его слабостей;
  • правильное оснащение сотрудника — предоставление ему инструментов, методов и условий, с помощью которых отдача будет максимальной, а сам он — доволен.

     Если сложить все перечисленные выше качества, мы получим портрет идеального лидера. А они вообще существуют в природе? Если говорить о человеке со 100  % проявлением всех указанных качеств, то, конечно, нет. Но если взять по щепотке от каждого и признать, что у индивида чего-то больше, а чего-то меньше, то в той или иной композиции мы получим человека, который, двигаясь к цели, опирается на людей и исповедует культуру «мы» вместо культуры «я».
     Значит ли, что яркий лидер — это «заботливая мама», оберегающая, воспитывающая, мотивирующая и развивающая своих подопечных? Всегда ли в команде с таким лидером все имеют высокую мотивацию, ответственны, проактивны, а вокруг цветы, бабочки, радуга и единороги? Всегда ли это добрый и отзывчивый человек, управляющий на принципах демократии, не прибегающий к авторитаризму? Нет. Лидер может быть жестким, требовательным, в ряде ситуаций — авторитарным. Но он никогда не будет деспотичным, негуманным и неуравновешенным. Если люди воспринимают и его поощрения, и его наказания как справедливые, а в команде царит атмосфера взаимного доверия и уважения — то это хороший лидер.
     Так рождаются лидерами или становятся? Если говорить о таких чертах характера, как харизма и энтузиазм, то это врожденные качества, и счастливы те, кому этот дар открылся. Но если говорить про другие упомянутые качества, то многие из них можно в себе развить. Хороший подход — отметить ключевые и задать себе вопрос: а сколько по шкале от 1 до 10 у меня по этому показателю сейчас, и сколько я хочу, чтобы было? Второй вопрос самый сложный, но очень важный: а как это теперь изменить? Какова программа действий?
     Лидерство — осознанный выбор индивида. Это тяжелый труд и долгосрочные инвестиции в себя. Но с течением времени эти усилия принесут результаты. Пока люди играют ключевую роль в развитии бизнеса, обеспечение лидерства в команде останется одним из ключевых факторов успеха.

иллюстрации: Маргарита Миронова