Цой не уходит

Все статьи

Гость, Алексей Учитель

На творческой встрече Алексей Учитель рассказал о том, как меняется российский кинематограф и чем опасен Александр Петров в главной роли. Софья Сараева записала монолог режиссера

Взлеты и падения
     Несколько дней назад в Госдуме собрали весь цвет нашего кинематографа: продюсеров, режиссеров, прокатчиков. Мы разговаривали около четырех часов: за это время озвучили столько проблем, сколько, признаться, я не слышал давно. Нетрудно догадаться, что главная проблема — деньги. С точки зрения поддержки кинематографа у нас уникальное государство, — говорю без всякой иронии. Кино поддерживают, но это многоступенчатая и соревновательная система: чтобы получить финансирование, нужно успешно защитить проект на экспертных советах. В советские годы второй доход после водки — это не мои сведения, естественно, — приносил кинематограф, картины собирали потрясающее количество зрителей. Сегодня собрать зрителей — задача порой сложнее, чем найти деньги на съемки.
     Больше всего зрителей собирают, как мы их называем, фильмы-события. Здесь нужно отметить важный для индустрии переворот. Еще два года назад все небезосновательно смотрели американские картины, доля российского кино составляла лишь 14 процентов. Сейчас этот показатель приближается к 30 процентам.
     Наибольшую популярность российское кино получает в канун Нового года, в начале мая и во время ноябрьских праздников. В прошлый Новый год фильм «Движение вверх»6+ побил рекорды по сборам, обогнав американских лидеров прошлых лет, кроме «Аватара»12+. Это успех не только команды, работавшей над картиной, но и всего нашего кинематографа. В этом году лидерами проката стали собравший более 2 миллиардов рублей «Т-34»12+ и “Полицейский с«Рублевки»16+. На популярность последнего во многом повлиял одноименный сериал, но факт остается фактом.
     Еще одна беда — пиратство. Когда «Матильда»16+ выходила в прокат, Роскомнадзор в течение шести недель подряд работал только на нашу картину — каждый день в интернете появлялось 300-350 пиратских ссылок. Как это происходит, никто до сих пор не знает. Если эти ссылки не уничтожать моментально, пропадет прокат любой картины.

Гость, Алексей Учитель

Стрельцов, Петров, Цой
     Существует такая форма «лидер отечественного кинематографа», и студия «Рок», которой я руковожу, входит в число этих лидеров. Подняться на высшую ступень нам позволила «Матильда»: еще до выхода картины возникли неожиданные для меня сложности, тем не менее она собрала более двух миллионов зрителей. Сейчас в производстве «Рок» пять полнометражных фильмов.
     Один из них — о талантливом футболисте Эдуарде Стрельцове. Режиссер фильма — мой сын Илья. Сразу скажу, что фамилия Учитель не спасает, наоборот, на Илье лежит большая ответственность, груз «не подвести». Главную роль играет Александр Петров — актер, как мне кажется, номер один по популярности в России (в зале раздается смешок. — Авт.). В фильм он попал не просто так: когда ехал в Москву поступать на актерское, отец долго отговаривал и отпустил с условием, что когда-нибудь Саша сыграет Стрельцова. Это удивительное совпадение, с одной стороны, и, конечно, большой риск — с другой. Главная проблема таких актеров, как Петров, который, к слову, играл главную роль и в «Т-34», и в «Полицейском с Рублевки», — не повторить самих себя. Меня пугает это, поэтому перед тем, как пригласить популярного актера, я ищу новизну, смотрю, чтобы он никогда прежде не играл такого накала эмоций, таких отношений. В Стрельцове есть новое для Петрова качество, и, надеюсь, зрители это увидят. Возможно, мы столкнемся с критикой ветеранов футбола, они будут говорить, что Петров не похож на Стрельцова — и правда, он чуть меньше по габаритам. Но Саша блестящий актер, и, как выяснилось, неплохо играет в футбол. Мне кажется, картина будет отличаться от прежних спортивных фильмов тем, что кроме спорта мы пытаемся показать уникальную человеческую судьбу. Фильм выйдет в апреле 2020 года с расчетом на то, что сборная России по футболу попадет в финал чемпионата Европы. Надеюсь, таким образом мы успешно его прокатим.
     1 июня мы приступаем к съемкам фильма-притчи, который пока называется «Цой». Я знал Виктора, ездил с ним на гастроли, снимал, а когда он погиб, на следующий день был в Юрмале. Мы будем снимать о том, что происходило после его смерти: главным героем станет водитель «Икаруса», в который врезался Виктор, — этот человек три следующих дня везет в Петербург автобус с гробом. Важно, что в фильме не будет актера, играющего Цоя, — используем документальные кадры моей картины «Последний герой»;0+. Мы, конечно, рассчитываем на прокат. Когда меня спрашивают, зачем нужна еще одна картина о Цое (Учитель говорит о фильме «Лето»18+ Кирилла Серебренникова. — Ред.), я отмечаю интересный феномен: в следующем году будет 30 лет, как Виктор погиб, но его слава не угасает. Я видел девочку семи лет, которая знала слова песен «Кино», а когда мы пять лет назад организовали два показа «Последнего героя», билеты тут же были раскуплены. Тогда я понял, что Цой не уходит от нас. Дело не только в его песнях, есть что-то еще, что мы попытаемся отразить в картине.

Гость, Алексей Учитель

собрать зрителей – задача порой сложнее, чем найти деньги на съемки

Магия кинематографа
     Не люблю делать приблизительно. Для сцены коронации Николая II в «Матильде» строили декорацию почти в натуральную величину на бывшем военном заводе в Петербурге — павильоны таких размеров трудно найти даже в Европе, а для сцен в Большом и Мариинском театре приглашали 500 человек массовки. Залы все равно были намного больше, поэтому мы снимали частями, заполняя каждый фрагмент. Это трудно, но я не хотел иначе. Меня всегда удивляла готовность массовки терпеть неудобства. Для фильма «Край»16+ с Владимиром Машковым в главной роли мы привлекали 300 человек. Снимали девять ночей подряд, зимой, на открытой площадке. В какой-то момент я спросил: «Мы заканчиваем снимать в 5-6 утра, а уже к 4 часам дня собираемся снова. Как вы вообще живете?» На что мне ответили: «Вы знаете, а мы на деньги, — небольшие, к слову, — за съемки покупаем медицинские справки, чтобы не ходить на работу».
     Мой любимый анекдот: Каннский фестиваль, много зрителей, режиссер, как полагается, сидит впереди. Фильм заканчивается, режиссер поворачивается и, увидев пустой зал, говорит: «А мне понравилось». Я же не боюсь пустых залов, я боюсь, что люди, снимающие кино, не умеют относиться к себе критически. Согласен с Никитой Михалковым, сказавшим, что нужно снимать фильм не как последний, а как первый. Режиссер не имеет права чувствовать себя большим мастером, нужно всегда возвращаться в состояние дебютанта, когда все делаешь впервые.

Фотографии Светланы Андрюхиной