Чем помочь разработчикам игр

Все статьи

Представители геймдев-индустрии* обсудили создание профильного акселератора, который помогал бы с паблишингом игр и поиском специалистов для их разработки. С тем, что такой институт необходим, согласились не все

     Инициатива поговорить о перспективах геймдева принадлежит центру креативных индустрий — новому подразделению Фонда поддержки предпринимательства, созданному в начале года. Главная задача центра, по словам руководителя Валерии Гусейновой, —изучение креативных индустрий и разработка проектов для их развития:
     — Мы невооружённым глазом видели перевес игровой индустрии [в креативной отрасли]. Обсуждая её специфику с Алексеем Сазоновым (учредитель Panzerdog. — Ред.), Василием Васюниным (замминистра экономики Калининградской области. — Ред.) и Марией Кругловой (организатор Google Developer Group в Калининграде, пиар-менеджер Panzerdog. — Ред.), поняли, что нужно собрать представителей отрасли, наладить между ними контакт. Мы уже защитили перед губернатором намерение сделать направление геймдева приоритетным для центра, получили благословение.
     О развитии условий для игровой индустрии калининградские власти говорят давно.

Конспект

Panzerdog
Российско-финский издатель и разработчик игр для мобильных устройств. Компания основана в 2016 году, входит в группу компаний Mail.ru. Штаб-квартира находится в Хельсинки, офис разработки — в Калининграде. Главный продукт — мобильный онлайн 5v5 шутер Tacticool12+

     — Мне в первую очередь интересна добавочная стоимость геймдев-индустрии в экономике Калининградской области. Со стороны правительства мы достаточно многое делаем, чтобы развивать IT**-индустрию и геймдейв как отдельное направление. Зачастую не хватает обратной связи от бизнеса, — полагает замминистра экономики Калининградской области Василий Васюнин. По его словам, пока власти не в полной мере владеют информацией, какие из существующих мер поддержки — льготы ОЭЗ, программа релокации, программы Центра «Мой бизнес» — в большей мере востребованы у игроков рынка гейминдустрии.

Надеюсь, мы сможем уйти от определённого скепсиса, что не всегда коммуникация получается позитивной, начнём взаимодействовать с государством и образовательными учреждениями, чтобы привлекать как можно больше молодых кадров

Конспект

Mariaglorum
Разрабатывает казуальные игры с 2009 года. Продукты компании: Bonfire Stories6+, League of Light16+, Mystery of the Ancients12+, Bond It6+. Офис находится в Калининграде

Нужны: здоровая коммуникация, молодая кровь
     По словам участников дискуссии, в области нет единого информационного ресурса о местном геймдеве — это один из факторов, сдерживающих развитие отрасли.
     — Хочется, чтобы в Калининграде проходило как можно больше мероприятий, которые наладили бы коммуникацию между специалистами геймдев-индустрии и начинающими ребятами. Делать эту работу самостоятельно сложно: не хватает ресурсов, в том числе информирования, знакомства со многими структурами, — рассказывает Мария Круглова. — То, что сегодня представители отрасли пошли на здоровую коммуникацию и ищут точки пересечения — большой шаг. Надеюсь, мы сможем уйти от определённого скепсиса, что не всегда коммуникация получается позитивной, начнём взаимодействовать с государством и образовательными учреждениями, чтобы привлекать как можно больше молодых кадров и таким образом развивать индустрию. На примере нашей компании мы понимаем, что это возможно. Мы доросли до того, чтобы поддерживать других.
     Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение, был механизм, облегчающий молодым специалистам вход в отрасль. Почему они не стоят в очереди, чтобы работать в геймдеве, объяснила генеральный директор Mariaglorum Екатерина Стреляева:
     — Они бы стояли, если бы знали, что условия, которые мы предлагаем, одни из лучших в IT-индустрии. В университетах готовят программистов, а не конкретных специалистов для геймдева, поэтому многим компаниям приходится самим обучать новичков. В Mariaglorum работают 30 человек: практически все пришли без опыта и учились в компании. Что касается привлечения специалистов из других регионов, скажу так — лучше приглашать их из городов поменьше, чем Москва: в Москве и Петербурге хорошие специалисты, но дорогие. У нас всё-таки не такой высокий уровень зарплат.

Конспект

G5 Entertainment Group
Разрабатывает F2P-игры. В портфеле компании: Hidden City6+, Jewels of Rome6+, Mahjong Journey6+, Homicide Squad12+, The Secret Society6+. Шесть лет подряд входит в число 50 самых быстрорастущих технологических компаний Швеции. Офисы разработки находятся в Харькове, Москве, Калининграде

     HR***-директор G5 Entertainment Group Ольга Абашова считает, что геймдев-индустрии не хватает общей площадки с учебными заведениями, где, в числе прочего, можно узнать о вакансиях:
— Полезен будет даже такой элементарный инструмент, как ярмарка вакансий. Они проходят, но мы не знаем, когда, — пиара у подобных мероприятий нет. Поскольку не видим запроса со стороны университета, не пытаемся двигаться в эту сторону. Но это не означает, что нам неинтересно работать со студентами и выпускниками. Готовые специалисты привлекательны.
     Екатерина Столецкая, представляющая Институт физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта, добавляет, что у университета нет списка геймдев-компаний (с открытыми вакансиями), куда можно было бы направить выпускников:
     — У нас есть программа по геймдизайну, со следующего учебного года планируем внедрить несколько новых модулей. Нас поддерживает Алексей Сазонов, специалисты его компании ведут несколько дисциплин. Были бы счастливы, если бы сотрудничали не только с Panzerdog, но и с другими представителями гейм-сообщества.

Конспект

Elite Games Ltd
Разработчики F2P-игр: Royal Offense, Royal Heroes, Royal Merchant, Royal Booty Quest, Royal Blacksmith, Mech Defender, Underground Surgeon, ConflictCraft, Merlins Lab, Fly to the Moon!, Regulator

     Директор Колледжа информационных технологий и строительства, где также преподают близкие геймдеву дисциплины, Михаил Пашковский говорит, что у руководителей и преподавателей учебных заведений нет понимания, какие компетенции ценит работодатель:
     — Наша площадка может стать агрегатором для IT-компаний, где они представили бы своё видение будущего, начиная с того, какие компетенции, какие языки программирования нужны, в каком объёме. Так мы поймём, как их распределить, — часть кадров будет готовить университет, другие компетенции можем закрыть в системе среднего специального образования.
     В мировой практике, по словам основателя Elite Games Ltd Вадима Старыгина, компании скорее начинают сотрудничать не с молодыми специалистами без опыта, а со студентами и школьниками.
     — В среднем интерес к разработке игр появляется в 14 лет. Чтобы у ребят была возможность учиться, нужны гранты на учёбу. Затем нужно давать им делать настоящие продукты для рынка. И поддерживать, например, минималкой, если они выполняют определённый план. Так делают в Северных странах. Молодые ребята отправляют дизайн-документ, комиссия смотрит и говорит: «Клёво. Вот тебе полгода на работу и обеспечение». И ребята сидят, пилят. Это работает, — подчёркивает Старыгин. — Что касается предложения дать студентам смежных специальностей, которые могли бы после окончания учёбы войти в гейм-индустрию, возможность писать дипломные работы по играм, не думаю, что это что-то изменит. Вузы требуют от исследований научную составляющую, а это не вяжется с геймдевом. Геймдев — это всё-таки про деньги.

Конспект

Far-Far Games
Молодая московская компания-разработчик, главный продукт – игра «Былина»16+

Не нужны: конкуренты
     Вопросу привлечения инвестиций в геймдев-стартапы была посвящена вторая часть дискуссии.
     — Центр креативных индустрий мог бы стать идеальной площадкой не только для того, чтобы наладить коммуникацию, составить карту по специалистам и компетенциям, востребованным в геймдеве, и компаниям, ищущим молодых специалистов. Ещё одна важная задача — стимулировать предпринимательскую активность в геймдеве, — говорит Василий Васюнин. — Важно создать условия, при которых, грубо говоря, без государственных заморочек молодые стартапы могли бы получать поддержку своих инициатив, чтобы они максимально комфортно входили в этот рынок. Но без активного участия IT-сообщества реализовать эту программу мы, наверное, не сможем. Геймдев — серьёзный пласт как знаний, так и бизнеса. Хотелось бы понять, в каком формате мы можем сотрудничать. Может, коллеги скажут, что коммуникации с государством ничем хорошим не заканчиваются, и — давайте уберём эту идею на антресоли.
     Полезным может быть софинансирование компаний, у которых есть наработки и желание работать в Калининграде, полагает Валерия Гусейнова:
     — Мы подумали, что в этой цепочке нужно иметь ещё одно звено, помогающее найти первые деньги. Есть надежда, что такой механизм позволит нащупать точки соприкосновения между бизнесом и государством, повысит мотивацию стартапов. Отталкиваемся от предположения, что геймдейв зачастую выступает инвестором, когда компании начинают искать «малышей», чтобы вложиться в них. У нас есть возможность помочь этим компаниям стать ментором.
     По словам рекрутера G5 Entertainment Group Валентины Гамовой, их компания уже пользуется одной из мер поддержки IT-отрасли.
     — Всех приглашённых специалистов мы релоцируем в Калининград (релокация — программа для компаний-резидентов ОЭЗ из «приоритетных отраслей промышленности». Объём бюджетных средств, выделяемых на её реализацию, — 90 миллионов рублей. Ежегодно — по 30 миллионов на привлечение порядка 57 человек. — Ред.). Я не совсем понимаю, чем Новосибирск, где угрюмо и холодно, лучше Калининграда, но там IT-комьюнити более продвинуто, легче найти специалистов. Возможно, это развивается благодаря денежным вливаниям [со стороны государства]. Если говорить об инвестициях со стороны компании… Риск слишком большой. Хочется понимать, за что я буду платить. Быть уверенным в «малышах».
     О сложностях с получением инвестиций, в частности, в премиум-сегменте, рассказал Алексей Илюхин, совладелец Far-Far Games:
     — Мы работаем не по F2P (free to play — способ распространения компьютерных игр, позволяет играть бесплатно. — Ред.), а по модели премиум-распространения. И нам крайне интересна всесторонняя государственная поддержка. Проблема в том, что российской индустрии премиум-сегмент неинтересен, у нас гораздо больше предложений от западных издателей. Когда общаемся с профильными инвестиционными фондами из России, часто слышим: «Ребята, у вас всё очень хорошо: модель дистрибуции, планы, показатели. Но вы будете создавать нам раз в два года финансовые пики в продажах — это напугает акционеров». Крупные издатели также не настроены на премиум-паблишинг, поскольку маркетинг таких проектов сильно отличается. Речь на российском рынке больше идёт о прибыли здесь и сейчас, нежели о развитии индустрии как искусства.

* Геймдев — индустрия разработки компьютерных игр, ** — цифровые технологии, *** — эйчар-директор

Софья Сараева
 Фотографии с сайтов компаний