Центр янтарной жизни планеты

Все статьи

Генеральный директор Янтарного комбината Михаил Зацепин о четвертом Amberforum12+, рынке переработки янтаря и успехах популяризации янтаря в России

Персона

Михаил Зацепин с почетными гостями форума

     — С 20 по 23 июня состоится четвертый экономический форум янтарной отрасли. Какое развитие получило мероприятие и какая тема станет главной в этом году?
     — Первые три форума превзошли самые немыслимые ожидания. Все достаточно скромно начиналось, но задача изначально была амбициозная — сделать Калининград центром янтарной жизни планеты. Поэтому каждый год мы повышали уровень события, задавали все более провокационные и актуальные для отрасли темы дискуссий. В этом году, во исполнение всех поручений президента о цифровой экономике, поставлена задача поговорить глобально о том, какое место мы можем занять в ней. Цифровая экономика — широкое понятие для всех сфер промышленности, и наша отрасль не исключение. Мы пригласили самых сильных экспертов, лидеров промышленности в плане освоения инструментов цифровой экономики. Своим опытом поделится, например, ФГУП «Космическая связь Российской Федерации». Я в свое время там работал. Буквально за два дня до нашего разговора я встречался с руководителем Юрием Прохоровым, мы все обсудили. Подобные эксперты помогают делать форум продвинутым мероприятием, на котором можно ознакомиться с опытом именитых компаний. И мы обязательно этот опыт изучим и будем использовать в янтарной промышленности.

     — Получается, главная задача форума — сделать янтарную отрасль частью цифровой экономики. Для этого вам наверняка придется внедрять систему автоматизации, использовать современные IT-решения. У вас уже есть план?
     — Пока мы изучаем опыт. Это новое направление, и прежде чем реально говорить о конкретных действиях, надо изучить тему. Поэтому мы и проводим форумы, чтобы иметь возможность детально посмотреть, как комбинат и отрасль в целом могут использовать в своей практической деятельности новые решения.

     — На прошлом форуме вы анонсировали начало работы с компанией «ТОМС Инжиниринг», которая готовила для вас решения, основанные на новых технологиях. Может ли это сотрудничество стать началом пути цифровизации?
     — Конечно, и мы продолжаем работать с этой компанией. Сейчас закончили стадию принятия основных технических решений. Сегодняшняя технология подразумевает, что янтарь, который мы шагающим экскаватором подняли из земли, попадает по сточной канаве в землесос, который достаточно грубо работает. Янтарь на протяжении нескольких километров идет по трубе, под большим давлением. Мы его поднимаем на высоту 50 метров, что предполагает серьезную физическую и динамическую нагрузку. Новая технология позволит нам бережнее обращаться с янтарем: он попадет не в землесос, а на специальные столы, где будет размываться. Так мы сможем добывать больше янтаря крупной фракции, который используем в ювелирной промышленности. Сейчас доля такого янтаря составляет 20 процентов от всего объема, мы же стремимся увеличить эти показатели до 35 процентов.
     В первом квартале 2020 года будем использовать то, что нам предложил «ТОМС Инжиниринг», но сначала проведем полевые испытания. Одно дело, когда все испытывается в лаборатории и опыты проводятся на 5-10 килограммах янтаря, совсем другое, когда идет добыча в больших объемах и в динамичном темпе. В настоящее время апробацией занимаются наши специалисты. Мы работаем по принципу персональной ответственности, когда за каждым направлением закреплен отдельный сотрудник.

Персона

     — Чтобы янтарная отрасль стала частью промышленной революции 4.0, необходимо вложить большие усилия не только в процессы добычи, но и в переработку. Это позволит экспортировать готовую продукцию, а не сырье.
     — Это важная для нас задача, которую мы, на мой взгляд, успешно решаем. Компания состоит из двух частей: промышленное предприятие «Янтарный комбинат» и стопроцентная дочерняя компания «Янтарный ювелирпром». Конкурентоспособность компании по отношению к другим переработчикам ниже, поскольку малые предприятия имеют льготы на налогообложение, но не все они полностью работают в соответствии с законодательством, мы же работаем прозрачно и легально. И я считаю, что мы должны существовать в равных условиях. Отчасти по этой причине корпорацией РОСТЕХ принято решение объединить два предприятия.

Должно быть много мелких ремесленников, художников, которые в каждый камень вкладывают душу и сердце

     — Какие преимущества это даст?
     — Комбинат будет и добывать, и перерабатывать. Понятно, что весь объем добытого янтаря мы переработать не сможем, его заберут другие переработчики. Думаю, что в обновленном режиме все заработает в первом полугодии 2020 года. Компания уже работала по такому принципу, нам есть на что опереться.

     — Насколько рынок переработчиков янтаря насыщен?
     — Он большой и глобальный. Калининград только в самом начале пути, в регионе остается 40 процентов добытого янтаря. Польша и Литва далеко ушли вперед, и этому есть масса объяснений. Одно из них — серьезный опыт и история их ювелирных династий. Но и у нас есть великолепные и достойные мастера — Вячеслав Дарвин, Анатолий Бабир и Василий Симанов, семья Емельяновых. Да, таких мастеров немного, каждый из них занимает свою нишу, но вместе они — большая сила. Мы с ними активно взаимодействуем. Задача комбината состоит в том, чтобы 50 процентов добытого янтаря перерабатывалось в полуфабрикат, например шары для бус, кулоны и так далее. Мы же не можем конечные изделия поставить на поток, это же искусство! Представьте, если бы мы работали по стандартам промышленного дизайна, и тогда девушки пришли бы на танцы в одинаковых украшениях — ну куда это годится! Должно быть много мелких ремесленников, художников, которые в каждый камень вкладывают душу и сердце, поэтому необходимо создать конкурентную среду, которая позволит поднять на самый высокий уровень те фамилии, что я назвал. Нам нужно стремиться к тысяче ремесленников‑Фаберже, хоть это и кажется невероятным. У нас талантливая молодежь, есть ребята, которых нужно развивать. Дело в том, что ювелирное искусство — бизнес на века, который никогда не умрет, потому что женщины всегда хотят выглядеть красиво и оригинально. Поэтому это прекрасная возможность для молодых людей проявить себя и найти дело жизни.

     — Давайте поговорим о глобальных задачах комбината. Многое из того, что вы делаете, направлено на развитие и поднятие престижа янтарной отрасли. Какие задачи удалось решить в этом направлении?<br />
     — Для нас главное, чтобы о янтаре узнала Российская Федерация, а то у нас в последнее время лучшие друзья девушек — бриллианты. Я же считаю, что лучшим другом должен стать янтарь. Сделать несколько правильных шагов в этом направлении нам помог фильм «Желтый глаз тигра». Это мы запланировали еще в 2015 году, и благодаря корпорации «Ростех», Первому каналу проект был реализован. Все россияне посмотрели, что такое Калининградская область и янтарь, а не только вникли в романтические и криминальные перипетии сюжета. Поэтому мы будем продолжать пропагандировать янтарь по всей стране.

Персона

главное, чтобы о янтаре узнала Российская Федерация, а то у нас в последнее время лучшие друзья девушек — бриллианты. Я же считаю, что лучшим другом должен стать янтарь

     — Вы почувствовали эффект?
     — Да, количество туристов на наших объектах увеличилось, несмотря на то, что в период чемпионата мира по футболу был зафиксирован спад на объектах туристического показа. И это понятно: болельщики приезжали за другими эмоциями. Но даже с учетом этого мы приняли 70 тысяч туристов. Это наш рекорд, сейчас поставили планку 100 тысяч в год.

     — Не так давно у вас появилась инфраструктура для этого.
     — Да, заработали так называемые объекты туристического показа. Маршрут включает интерактивный выставочный зал «Янтарная палата» и смотровую площадку янтарного карьера. Мы показываем коллекционное собрание янтарных изделий комбината, с помощью мультимедиа технологий рассказываем о добыче минерала, его обработке и использовании. Кстати, возим туристов из Светлогорска на нашу смотровую площадку бесплатно в выходные и праздничные дни. Наша программа завоевала Гран-при престижного конкурса, мы стали лауреатом Всероссийской туристской премии «Маршрут года-2018».
     Конечно, мы понимаем, что инфраструктура у нас тоже не резиновая, сотня автобусов к нам пока приехать не может. Но мы хотим их принять, и со временем, я уверен, такая возможность у нас появится.

     — Янтарь начал входить в моду и появляться на обложках модных журналов. Это часть вашей стратегии?
     — Да, и я считаю, что это правильный шаг. У меня был случай в аэропорту. Стою в очереди на паспортный контроль, впереди меня женщина в шикарных янтарных бусах. Я спросил, любит ли она янтарь? Она рассказала, что купила бусы в Светлогорске, где проходит форум янтарной отрасли, и посоветовала туда обязательно поехать. И это здорово — волна пошла: она расскажет еще кому-то, кто приедет и будет говорить об этом другим людям. Мы разбудим россиян. Если мы в Китай продаем сырье, то в России должны продавать изделия и радовать наших любимых. И я надеюсь, что форум поможет нам выйти на новые рынки. Пока мы не дорабатываем в этом вопросе, например, нас нет в Индии.

Калининградский янтарный
комбинат

  • Включает дочернее предприятие АО «Янтарный ювелирпром» и обособленное подразделение в поселке Малышева
    Свердловской области, разрабатывающее крупнейшее
    в Евразии месторождение изумрудов
  • Доля мирового рынка янтаря: 65 %
  • 100 % акций переданы Госкорпорации «Ростех»

2018 год

  • Добыто 500 тонн янтаря
  • 17 самородков
  • Выручка: 2 519 миллионов рублей
  • EBITDA: 1 279 миллионов рублей
  • Чистая прибыль: 1047 миллионов рублей
  • Налоги в бюджеты всех уровней: 660 миллионов рублей

     — А там есть спрос?
     — В Индии свыше миллиарда жителей, конечно, там есть спрос! Это не тот случай, когда можно говорить, нравится там кому-то янтарь или не нравится — он должен там присутствовать, изделия красивые, и среди этого миллиарда обязательно найдутся люди, которые полюбят янтарь. На каждый товар есть купец, нужно уметь предложить.

     — Есть сложности в вопросах продвижения минерала?
     — Никаких сложностей не вижу. Кто-то же продвинул молодоженам безумную, на мой взгляд, идею вешать замки на мосты. Замки ржавеют и ломаются, это плохой символ, было бы правильно, если бы молодожены дарили друг другу янтарные сердца. Янтарю 50 миллионов лет, представляете, сколько энергии он в себя вобрал? Это символ вечности. И на форуме мы планируем заложить эту традицию.

     — Во время III Международного форума янтарной отрасли было подписано соглашение о создании Янтарного промышленного кластера — между одноименной Ассоциацией и правительством Калининградской области. Что сейчас происходит с проектом?
     — Кластер действующий, теперь 32 участника активно работают и пользуются преимуществами объединения. Например, они сотрудничают с крупнейшей китайской корпорацией Sinosteel Gold & Jewellery, которая продает калининградскую продукцию на азиатском рынке. В аэропорту «Храброво» появилась выставочная площадка, где можно приобрести изделия всех участников кластера. Мы очень довольны реализацией проекта. Эту работу завершили, надо двигаться дальше, чтобы кластер наполнялся новыми участниками.

     — Одна из ключевых задач Стратегии развития комбината до 2021 года — увеличение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Какие проекты реализовали в этом году?
     — Этой работой в большей степени занимается «Янтарный ювелирпром». Они разработали три уникальные коллекции украшений, одна из них снова будет сделана в сотрудничестве с Валентином Юдашкиным. Важно, что в этих проектах высокий уровень локализации, мы используем продукцию местных компаний, сами активно работаем с металлом, серебром, золотом.

     — Каким с финансовой точки зрения для компании был 2018 год?
     — По итогам прошлого года Янтарный комбинат показал неплохие финансовые результаты, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру и снижение покупательского спроса среди переработчиков. Введение новых рыночных механизмов нам помогло — мы начали работать с электронными торгами с 2016 года, и сейчас это направление хорошо себя показывает. Основной торговой площадкой является биржа «Санкт-Петербург». Сейчас наши усилия направлены на диверсификацию рынков сбыта янтаря, например, в части реализации сырца фракций до килограмма, которые пользуются небольшим спросом.

Персона

     — Вы шесть лет работаете на Янтарном комбинате. Скажите, это был вызов для вас?
     — Да, я помню свой первый день здесь — было много эмоций. Когда мне предложили возглавить компанию, я не думал, что материально-техническая база в таком удручающем состоянии. Но есть такое слово — «надо», и я согласился, а включать потом «заднюю» не в моих правилах. Когда взялся за работу, в моем договоре было 110 пожеланий руководства относительно реконструкции предприятия. Мы выполнили 109. Последним пунктом была баня для сотрудников, ее мы сделаем, когда все уже будет хорошо работать. Пока есть более важные вещи.

     — Знаю, что вы сами написали гимн работников янтарной промышленности. Как так вышло?
     — Сначала я услышал мелодию Владимира Высоцкого — гимн альпинистов про высоту, которую они берут, и многое в ней мне показалось близким: мы же тоже берем высоту, только вниз. Получился гимн «янтарных шахтеров». Эту композицию мы исполним на форуме.

     — Я заметила у вас на руке браслет из янтаря. Когда вы начали его носить?
     — Когда пришел работать на Янтарный комбинат. Дизайн браслета — моя задумка. Я был на острове Афон, где монахи делают нечто похожее, но из веревочных и стеклянных шариков. Подумал: а почему бы не сделать из янтаря? И все получилось.

Екатерина Вострилова
 Фотографии предоставлены компанией