Бьюти-рационализм

Все статьи

Новые русские

Владелица концептуального салона красоты Валерия Зубатова продвигает принцип экологичного и этичного отношения к клиентам

— 2020 год во всей своей непредсказуемости обнаружил, что и в косметической сфере развернулась настоящая битва. С традиционной системой много­уровневого комплексного ухода сегодня спорит теория бьюти-минимализма, предлагающая ограниченный набор средств для ухода за собой. После восьми лет работы в бьюти-сфере считаю, что оба подхода, пожалуй, излишне категоричны. Истина где-то посередине.
Здравый смысл говорит, что одним средством невозможно решить все проблемы своей кожи. Но и 150 кремов, предлагаемых маркетологами, вряд ли пригодятся: вы попросту не сможете уделять столько времени изу­чению новинок и соблюдению всех регламентов процедур.

Нахожу правильной следующую стратегию: полноценная процедура в салоне плюс поддержка полученного эффекта дома с помощью нескольких проверенных средств. И, конечно, соблюдение элементарных правил ухода. Если изначально вы выбираете качественные продукты питания и соблюдаете режим дня, это положительно скажется на состоянии кожи и вам не понадобятся десятки тональных кремов и средств для устранения акне. По моей оценке, такую позицию сейчас поддерживают многие мировые бренды. Они не только активно пропагандируют экотренд и осознанное потребление, но и корректируют бизнес-процессы.

Валерия Зубатова
Работала в бьюти-проектах Chop-Chop (первая в России сеть мужских парик­махерских) и BIRDIE. После нескольких лет в качестве администратора и управляющей решила сменить сферу бьюти на маркетинг — занимала должность директора по развитию в двух калининградских компаниях.
В 2018 году получила предложение купить небольшой бизнес — парикмахерскую, сотрудничавшую с итальянским экобрендом Davines. За неполные два года проект вырос из концепции «два кресла, зеркало и мастер» в полноценную бьюти-команду из 15 единомышленников.

Впервые с концепцией осознанного подхода со стороны косметического бренда я столкнулась шесть лет назад, когда работала в сети парикмахерских «Птичка». Тогда руководство компании рискнуло вывести на калининградский рынок абсолютно новый, шедевральный бренд Davines. Почему шедевральный? Когда тренд на эко только набирал обороты, эта компания уже представляла собой образец экологичного подхода к производству косметики. Davines высаживает один гектар деревьев в год для восстановления лесов, вырубаемых для производства упаковки, кроме этого — очищает и повторно использует воду. Компания также финансирует фермы, выращивающие ингредиенты для продуктов брендов. Впервые взяв в руки баночку шампуня и прочитав, что помидоры для него выращены на такой-то ферме в такой-то провинции, я влюбилась в настолько осознанный и ответственный подход.

К сожалению, моей любви большинство калининградцев не разделило. Тогда экоподход не зашёл никому: клиенты не хотели ни естественности, ни минимализма, а бессистемно сметали с полок разноцветные банки. С тех пор вектор покупательских настроений сильно изменился. Весь мир идёт в направлении разумного, экономного и бережного отношения к природе. Мы научились выбирать. А поскольку минимализм и осознанность — ультрамодные явления, есть шанс, что даже после пика популярности они останутся в нашей жизни и сохранят поклонников.

Когда два года назад мне предложили купить небольшую парикмахерскую, сотрудничавшую с Davines, я дала согласие буквально через полчаса переговоров. Любовь к бренду и опыт в продвижении дали мне уверенность, что из маленького салона с двумя креслами и зеркалом получится «вырастить» отличный продукт формата day spa*.

Кто-то из опытных бизнесменов скажет, что я совершаю непростительные ошибки, делаю невыгодные с коммерческой точки зрения шаги, что я не особо дальновидна как предприниматель. Но свой проект я решила строить на честности, осознанности и экологичности — принципах, вдохновляющих и наполняющих чувством гордости. Поэтому мы отказались от режима косметического «фастфуда» и экспресс-услуг. Если клиенту нужны такие процедуры, я первая порекомендую ему обратиться в другой салон.

Мы с нетерпением ждём раздельного сбора мусора, минимизируем использование неразлагаемых материалов. Наш пластик пригоден к вторичной переработке.

Наша концепция — slow life**. Под стать идеологии итальянцев из Davines. Конечно, это игра «вдолгую»: база клиентов формируется медленно, салон с экспресс-услугами можно раскрутить в разы быстрее. Натуральные полотенца, хлопковые простыни и брендовые натуральные средства не позволяют получать сверхприбыль и быстро отыгрывать инвестиции. Но, как оказалось, экобизнес с концепцией slow life и невысокой маржинальностью способен собрать свою аудиторию, развиваться, приносить прибыль. Прошло чуть меньше двух лет, а мы переживаем уже третий переезд с расширением площади.

Многие из наших гостей — вегетарианцы, поклонники йоги и здорового образа жизни. Очень много представителей творческих профессий — дизайнеры, фотографы, тату-мастера. Аудитория постарше — юрис­консульты, топ-менеджеры, владельцы кофеен и мини-производств — ценят нас за атмосферу и тот самый честный «экологичный» подход к клиенту.

Условный салон «Машенька», который лишь хайпует на модной экотеме, конечно, останется. Но поставить два цветочка на деревянную полку и при этом не сообщать клиенту о последствиях процедуры — слабое конкурентное преимущество. Я уверена, что со временем косметические бренды придут в себя и начнут тщательнее проверять, кому продают свои продукты. Рынок останется за профессионалами.

* – Дневной спа; ** – неторопливая жизнь

Надежда Абрамова
 Фотография из архива Валерии Зубатовой