Брестская крепость любви

Все статьи

текст Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко

Гастроли

Сергей Шакуров о вечных ценностях и своем отношении к современности

Сергей Шакуров

73 года. Актер театра и кино.
Работал в драматическом театре на Малой Бронной, Центральном академическом театре Советской Армии, драматическом театре имени Станиславского.
Сыграл более чем в восьмидесяти кинокартинах, среди которых «Сибириада», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Портрет жены художника», «Друг», «Сокровища Агры», «Тайны дворцовых переворотов», «Антикиллер».
Был трижды женат. Воспитывает третьего сына Марата, рожденного в браке с театральным продюсером Екатериной Шакуровой (Бабаловой)

Кинофестиваль «В кругу семьи», которому мы обязаны вашим приездом, посвящен институту семьи — всем тем прекрасным вещам, что есть в нашей жизни. Вы считаете, сейчас есть потребность напомнить людям об этих ценностях? Вы отмечаете эти тенденции в киноиндустрии и на телевидении?
— Я не знаю, насколько эти ценности сейчас актуальны для телевидения и кино, но, безусловно, они необходимы для жизни. Подтверждение тому — потрясающая акция «Бессмертный полк» (общественная акция, проходящая в День Победы по всей стране, в ходе которой участники несут в руках портреты своих родных, солдат Великой Отечественной войны. — Ред.). Это в чистом виде патриотизм, не квасной, а настоящий и искренний. Фестиваль «В кругу семьи» проводится не первый год, я посетил уже несколько, и он о том, что надо уметь любить. Мы живем в жестокий век, когда дети теряют в компьютере человеческие чувства. Любовь, верность, семья — это наша Брестская крепость, если хотите. Мы не нападаем, а все время держим оборону.

— В современном мире эти ценности требуют дополнительной поддержки?
— А куда денешься. Я помню свое время. Мама уходила на работу утром, и я был предоставлен сам себе целый день. Мама была абсолютно спокойна, что я провожу время на Арбате. Тогда даже понятия «педофил» не было. В этом плане у меня было счастливое детство, немного вольготно-свободное, но тем не менее. Сейчас я ребенка за руку держу, когда в школу веду, не могу отпустить одного, несмотря на то что до школы пять минут.

— Есть ли грани, которые вы никогда не переступите ради любви к искусству? Приходилось ли вам делать такой выбор?
— Было одно предложение из Польши — сыграть бессмысленного монстра, у которого отсутствуют эмоции, философия. Я, конечно, отказался. У меня есть знаковые вещи «Сто дней после детства», — — — — — «Спасатель» Сергея Соловьева, «Портрет жены художника» Александра Панкратова. Это те картины, которые что-то сделали для людей, подтянули, воспитали. И это имеет смысл.

— Как вы относитесь к современности? Мы стараемся получать информацию через более быстрые источники, стремимся к эффективности. Тем не менее всегда возвращаемся в театр, например. Как вы думаете, почему?
— Театр — это живое общение со зрителем, которое и рядом не стоит с кино. Мы идем в кино и, если нам не интересно, уходим из кинотеатра. А в театре мы пытаемся до конца понять, зачем человек поставил спектакль, даже если он нам не очень нравится. Я сам иду в театр с предубеждением — это профессиональное, — но верю, что артисты пытаются до меня достучаться. Но если в театре тебя достало, то это очень сильно и надолго.

— Известно, что вы, не задумываясь, уходите из театра, если вас что-то не устраивает.
— Да, было. Как говорится, не мое блюдо. Я не люблю рыбу, мне нравится мясо, а тут селедка плавает двадцать, тридцать минут, не превращаясь в золотую рыбку. Ну сколько можно! Не дождавшись чуда, я пошел дальше. Тем не менее я не могу без театра, для меня это главное.

— Несмотря на прекрасные роли в кино, театр для вас остается приоритетом?
— Однозначно. Актером меня сделал театр, а не кино. Сирано — одна из моих ключевых ролей, этапная, как теперь говорят (Сергей Шакуров сыграл Сирано де Бержерака в постановке театра имени Станиславского в 1980 году. — Ред.). Первая моя роль Шута в спектакле «Смерть Ивана Грозного» тоже была этапной. Театр заставляет держать себя в тонусе. Ты проводишь три часа на сцене, и рубашки выжимают — невероятная отдача. Совсем другое дело — кино. Режиссер командует «Мотор!», происходит «Ля-ля-ля». Потом опять: «Стоп! Ставим свет» Пока переставляют, можно десять сигарет выкурить. Потом опять: «Мотор!» На эти 20 секундные «ля-ля-ля» ты и заряжаешься. Кино — это фокус.

— Среди ваших современников есть люди, за деятельностью которых вы следите?
— Из числа моих товарищей — это Никита Михалков, Юра Башмет. Мне интересен Дмитрий Хвороствоский, когда-то любил Федора Шаляпина, правда, в записи, как в Италии любят Карузо (смеется). Я боготворил его и пел. Сейчас помогаю снять дипломную работу молодому парню Ване Снежкину, хочу сыграть у него в небольшом эпизоде.

— Как вы относитесь к современной литературе?
— Из современных писателей мне нравится замечательный Павел Санаев. Я его близко не знаю, но читаю и чувствую сопоставимость с сегодняшним днем. Я сам не очень ориентируюсь. Мне советуют, я читаю. Много возвращаюсь назад. Сейчас перечитываю «Доктора Живаго», на Золя вдруг потянуло, не знаю с какого бока. Ну и конечно, как все, читаю ерундистику на отдыхе, книги, которые прочел и оставил в отеле.

— Многие актеры издают мемуары. Я знаю, вы прекрасно поете, а книги случайно не пишете?
— Я не люблю оглядываться в прошлое и никогда ничего не загадываю. У меня нет ни желания, ни, наверное, способностей, чтобы что-то такое выдать. Все в жизни забывается, потом всплывает неожиданно. Но чтобы специально сидеть и думать, что со мной было в 1989 году, — нет.

— Что вы думаете о современном российском кино?
— Есть талантливые люди. Они у всех на виду на кинофестивалях: Московском, «Кинотавре», «Окно в Европу». Их немного, и они делают неплохие картины. Самое противное, что фильмы не доходят до зрителей. Я не понимаю, почему этим не занимается государство. Почему в наших кинотеатрах сплошные блокбастеры. Почему им не нравится Аня Меликян, например? А если про тенденции, то в телевизоре сплошные сериалы с низкопробным юмором. Совершенно правильно сказал Рома Карцев: «Нельзя все время смешить!

Сергей Шакуров был гостем кинофестиваля детских и семейных фильмов «В кругу семьи», проходящем при поддержке корпорации Ростех. Благодарим организаторов фестиваля за помощь в интервью.