Базарные преимущества

Все статьи

Тема номера

Чем живут и как привлекают покупателей городские рынки

1.
Центральный
рынок


Сегодня на рынке около 3 000 торговых мест.


Аренда торгового места — от 100 до 3000 рублей за квадратный метр в день.


Средний предприниматель на рынке зарабатывает от 50 000 до 100 000 рублей за квадратный метр в месяц.


Общая площадь рынка — 38 000 квадратных метров.

Если углубиться в экономическую теорию, то рынок — это механизм, который сводит вместе покупателей, являющихся предъявителями спроса, и продавцов, отвечающих на этот спрос предложением конкретного товара или услуги. Самой очевидной и яркой иллюстрацией этого понятия является любой городской рынок, который ежедневно предлагает покупателям огромное количество товаров, а иногда и услуг, если речь идет, скажем, о разделке мяса или рыбы. По мнению некоторых представителей администраций торговых рынков, то, что мы называем рынком, — явление исключительно российское, потому как во всем мире существуют только базары и ярмарки, торговля на которых осуществляется в определенный день. «Российский» рынок — это тот же базар, действующий постоянно и в связи с этим имеющий соответствующую инфраструктуру: от системы хранения до логистики.

Тема номера

Сергей Званок,
генеральный директор управляющей компании
«Центральный продовольственный рынок»

Торговая сеть — это альтернатива рынку, с четко выраженной структурой и управленческой вертикалью, которая позволяет оптимизировать эксплуатационные и логистические расходы. Сегодня крупные компании, чьи товары можно найти в супермаркете, открывают свои точки на рынках. Например, на Центральном рынке появился целый ряд, где расположились брендированные павильоны, — «Натурово», «Правдинское свинопроизводство», «Продуктовый город».

Статус буфера
Любой городской рынок должен иметь соответствующий статус.
— Так называемой буферной зоной между продавцами и покупателями является управляющая компания, — говорит Сергей Званок, генеральный директор управляющей компании «Центральный продовольственный рынок«. — Статус управляющей компании дается на 5 лет решением главы города при наличии определенных документов. Он обеспечивает предпринимателям оптимальные условия для торговли, включая камеры хранения, лаборатории, выдающие заключения о безопасности продаваемой продукции, и так далее.

Тема номера

Марина Салаева, сыр

Отношения между предпринимателем и управляющей компанией на рынке носят гражданско-правовой характер. Каждый предприниматель имеет статус партнера и заключает с компанией договор. Все, что происходит на рынке, регламентируется законодательством и контрольными органами.
— Кроме того, администрация рынка — это еще и своеобразный арбитр, который следит не только за соответствием законодательству и санитарным нормам, но и помогает предпринимателям договориться, потому что условная баба Маня и Ашот никогда не договорятся друг с другом по принципиальным позициям. Главная задача управляющей компании — организовать торговлю и сделать все для комфорта покупателя, — комментирует Званок.
Чем лучше инфраструктура рынка, тем больше покупателей приезжает туда за покупками. Каждая управляющая компания выбирает свою стратегию в зависимости от множества факторов.

Тема номера

Тамара Сардарова, соленья

Не только товары
Один из старейших рынков города — Центральный, в мае этого года ему исполнилось 69 лет.
Это самый крупный торговый объект в области, его площадь — 38 тысяч квадратных метров — больше, чем у многих торговых центров. Сегодня на Центральном рынке около трех тысяч торговых мест.
— Мы привлекаем покупателей прежде всего своей репутацией и местом расположения. Я считаю, что реклама нам не нужна, — говорит Сергей Званок.

2.
Рынок
«Сельма»


Рынок посещает
около 500 000 человек в месяц.


Общая площадь рынка — 4 гектара.


Продуктовый отдел занимает 50 % площади, остальное — развлечения и промтовары.


Аренда торгового места — от 600 до 1500 рублей за квадратный метр в месяц.

Тема номера

Руслан Снижко,
генеральный директор компании
«Центр торговли и развития»

     Центральный рынок действительно один из самых популярных в городе — находится в центре, давно существует и обладает огромной площадью, за годы его существования у многих покупателей там появились свои постоянные продавцы и товары. Однако не всем так повезло.
Рынок «Сельма» следует стратегии увеличения магнитов для покупателей, несмотря на то, что он находится в динамично развивающемся районе, в котором проживает более 50 тысяч человек. Ему приходится конкурировать с другими рынками города и супермаркетами. История рынка началась в 2004 году в связи с желанием властей освободить улицу Баранова от стихийной торговли.

Тема номера

Наира Бегларьян, баклажаны, помидоры

— Городские власти в лице мэра Юрия Савенко приняли решение о строительстве районного рынка в микрорайоне Сельма, принимая во внимание темпы развития территории, — говорит генеральный директор компании «Центр торговли и развития» Руслан Снижко. — Они искали инвестора для строительства. Наша компания взялась за этот объект и своими силами заканчивала строительство рынка. Созданием продуктового рынка мы занимались самостоятельно, построили павильон более тысячи квадратных метров, чтобы организовать торговлю на крытой площадке.

Одним из флагманов развития территории рынка «Сельма» стал торговый центр «Экватор», строительством и управлением которого занимается «Центр торговли и развития». Таким образом, человек, который приходит на рынок, может получить еще больше сопутствующих услуг и развлечений, например, в кинотеатре или супермаркете крупной торговой сети. В среднем торговый центр «Экватор» увеличил трафик на 100-130 тысяч человек в месяц, сам рынок «Сельма» посещает до полумиллиона человек в месяц.

Тема номера

Виктория Огаркова, зелень

Ландшафт и парковки
Еще один районный рынок — «Московский» — не стал строить кинотеатр, а активно занялся благоустройством и добился того, что жители района приходят не только за покупками, но и просто посидеть в красивом сквере и поболтать с соседями.
Активное развитие Московский ры­нок получил в 2001 году, когда руководитель московской компании «Продсервис» Анатолий Козлов посетил Калининград в составе делегации Юрия Лужкова. Визит проходил по программе взаимодействия и сотрудничества регионов. Московским инвесторам предлагали взять под свое крыло некоторые объекты. Московский рынок был в заброшенном состоянии и представлял собой ряды деревянных навесов и несколько палаток.

3.
Московский
рынок


Рынок посещает около 90 000 человек в месяц.


Общая площадь — 8 000 квадратных метров.


Количество торговых мест — около 800.


Продуктовый отдел занимает 40 %, остальное — промтовары.


Аренда торгового места — от 450 до 1000 рублей за квадратный метр в месяц.

Тема номера

Владимир Козлов,
первый заместитель директора
компании «Продсервис»

     — Наша компания решила заняться модернизацией рынка, так как это была близкая сфера деятельности. «Продсервис» много лет активно занимается бизнесом, связанным с реализацией продовольственных товаров. Мы нашли хорошую управляющую и оставили представительство собственника на территории рынка, — комментирует представитель собственника Владимир Козлов, первый заместитель директора компании «Продсервис».
Первая реконструкция Московского рынка началась со строительства большого модуля торгового центра. Первый этап полностью завершился только через пять лет, потому как пришлось устанавливать множество новых павильонов, заниматься прилегающей территорией и заменой инженерных коммуникаций. Сегодня от старого рынка осталось только здание администрации, все остальное появилось с нуля.
— Три года назад мы провели еще одну реконструкцию, торговый центр «Московский» пользуется большой популярностью, за день туда приходит около трех тысяч посетителей, здание быстро подвергается естественному износу. К тому же после землетрясения в 2004 году под полом здания просел грунт, и началась его деформация. Чтобы устранить проблему, были установлены винтовые сваи, перестелен пол. Кроме того, мы обновили кондиционирование, фасад и часть электрических кабелей.
Чтобы не потерять арендаторов на время реконструкции, а она продолжалась полгода, были построены новые павильоны, которые потом вошли в основной фонд рынка. Но этого оказалось недостаточно, чтобы сделать рынок центром притяжения для жителей района.

Тема номера

Аксана Илица, селедка

— На Московском рынке не такая большая покупательская способность, как, скажем, на рынке «Сельма», который располагается в крупном развивающемся микрорайоне, — говорит Владимир Козлов. — Мы сделали упор на доступность торговых мест для предпринимателей, хорошую инфраструктуру и благоустройство. Во время последней реконструкции уделили внимание и безбарьерной среде, установили подъемники и пандусы. В прошлом году уложили три тысячи квадратных метров плитки и занялись ландшафтами. Это все привело жителей на рынок, — мы ощутили увеличение потока покупателей.

Тема номера

Ирина, клубника

Один из мощнейших факторов, влияющих на посещение рынков, — наличие парковки. На рынке «Сельма» работает бесплатная парковка на 500 автомобилей. На Московском рынке есть постоянная парковка на 100 автомобилей и парковка выходного дня еще на 60. Во время пиковых нагрузок администрация рынка освобождает часть собственного платного паркинга неподалеку от рынка и перенаправляет основной трафик туда. Стоянка для посетителей рынка бесплатная. А вот Центральный рынок, находящийся в центре города, не может позволить себе парковку: ее попросту негде размещать. Небольшие площадки для автомобилей есть на улицах Баранова и Пролетарской. Но все должно измениться, когда произойдет реконструкция рынка.

Тема номера

Юлия Жарая, мясо

— Мы готовим большую реконструкцию, займемся не только продовольственной частью рынка, но и промтоварной, таким образом изменив облик целого квартала, — говорит Сергей Званок. На месте рынка появится торгово‑развлекательный центр «Z-форт», который заберет в себя площади рынка, переместив торговцев в более современные помещения, и создаст локацию для дисконтных магазинов и различных брендов. Коммерческая площадь объекта — 10 тысяч квадратных метров, рассчитанных на 35  тысяч посетителей в день. Одна из важнейших задач при реконструкции — организация парковки вместимостью 440 автомобилей. Это будет самая крупная парковка в этой части города, которая поможет разгрузить центр.

Тема номера

Что покупать на рынке прямо сейчас

Редис
Сейчас на рынке много местного редиса. При выборе стоит обратить внимание на несколько вещей: здоровая полезная редиска имеет ровную и гладкую кожицу, не должна быть лопнувшей, треснувшей. Качественный редис может быть только с хорошей сочной ботвой с зелеными листочками. Основные поставщики — поселки Большаково и Шатрово.

Огурцы
На рынках уже месяц как продаются огурцы из теплиц. Их выращивают в теплицах Гвардейского района, привозят из Краснодарского края, Смоленска и Подмосковья. Выбирая огурцы, следует обратить внимание на размер: лучше брать маленькие или среднего размера. Важно, чтобы они были достаточно крепкими и ароматными.

Македонские баклажаны
Это дорогой, но качественный продукт. От обычных баклажанов македонские отличаются крупным размером. Они очень вкусные и полезные, без зернышек. Готовятся быстро — 10-15 минут.

Сербская клубника
В Сербии начался сезон клубники, поэтому она дешевеет. Сербия категорически против использования химических добавок, влияющих на рост и созревание плодов. Клубника отличается особым ароматом. У спелых ягод характерный запах и равномерный красный окрас. Лучше выбирать сухую и твердую ягоду, влажная быстро завянет.

Местные помидоры
Уже появились помидоры, выращенные в местных теплицах Гвардейского и Гурьевского районов, поселка Звеньевое и в теплице «Дона». В основном это розовые сорта, сочные и сладкие. Самый верный способ выбрать вкусный помидор — попробовать.

Местная зелень
Свежая зелень — петрушка, кинза, укроп и руккола — выращена в теплицах поселков Большаково и Шатрово. Хорошая зелень всегда со свежими листьями, с отсутствием следов увядания, имеет насыщенный зеленый цвет и упругие стебли. Запах тоже играет важную роль — попробуйте просто размять листья.

Тема номера

текст: Екатерина Вострилова, Елена Ковалева
фото: Егор Сачко