13-й, не самый громкий

Все статьи

Гастроли

В последние выходные октября завершился фестиваль искусств «Балтийские сезоны». Софья Сараева посмотрела все три спектакля

За тринадцать лет существования фестиваль «Балтийские сезоны» давно доказал и свою жизнеспособность, и возможность привозить в Калининград труппы с мировыми именами, знакомить с новыми театральными форматами, необычными коллективами. Художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля Давид Смелянский неоднократно подчеркивает, что Сезоны — мост, соединяющий калининградский театр с легендарными постановками лучших российских и зарубежных сцен.
     В этом году Сезоны стали заметно скромнее, всего три гастроли — «Кухня. Откровения» театрально-цирковой компании «Семь пальцев», спектакль-концерт «Надежда, вера и любовь» Московского театра Et Cetera, знаменитый «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.

По традиции фестиваль открыла программа «Будущее театра. Плоды просвещения», посвященная памяти основателя Калининградской студии творческих опытов Бориса Бейненсона. Прошли мастер-класс Виктора Рыжакова, прослушивание абитуриентов на актерский факультет Школы-студии МХАТ и собеседование для поступления на продюсерский факультет ГИТИС. Также «Несовременный концерт» и спектакль «Клетка» на сцене Калининградского областного музыкального театра показали выпускники Калининградской студии творческих опытов и студенты школы-студии МХАТ. 

Спектакль «Дядя Ваня» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

     Завершившийся тринадцатый сезон не изменил традициям — направление современной классики открыл спектакль «Кухня. Откровения» в светлогорском «Янтарь-холле». Удивительное смешение цирка, театра, современного танца, домашней кухни и акробатических трюков. Действие разворачивалось одновременно на сцене и в зале: зрители не только переживали историю каждого героя, но и принимали участие в приготовлении пасты и бананового кекса из кулинарной книги бабушки одного из артистов. Спектакль собрал большое количество восторженных отзывов в социальных сетях.
     Со-основатель и артистический директор труппы Себастьян Солдевилья говорит, что «Семь пальцев» — семья, в которой есть место для индивидуальности. То, как артисты делятся самым откровенным со зрителями, подкупает с первых минут необычного шоу. Однако зал был полон лишь на две трети.
     Я огорчен тем, что на любимый спектакль в исполнении моей любимой труппы пришло мало людей, — позже скажет Давид Смелянский. — Когда мы впервые привезли Бориса Эйфмана, меня спрашивали: «Как фамилия?», когда привозили оркестр Юрия Темирканова и спектакль «Комеди Франсез», зал тоже не был полон. Я люблю и очень уважаю нашего зрителя, но не иду у него на поводу, потому что нужно давать возможность не только смотреть, но и думать. Однако есть правильный постулат, что хороший бизнес строится десять-пятнадцать лет. Нам тринадцать, и год от года мы со зрителем начинаем все больше понимать друг друга.

Спектакль-концерт «Надежда, вера и любовь» Московского театра Et Cetera

     В Калининградском областном музыкальном театре проходил спектакль-концерт «Надежда, вера и любовь» Московского театра Et Cetera, который неоднократно принимал участие в фестивале. Постановка режиссера Екатерины Гранитовой по идее Юлии Ким воссоздает события Великой Отечественной войны: «живую газету» актеры пишут с помощью народного фольклора, танцев и песен.
     Закрыл нынешний фестиваль знаменитый спектакль Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова «Дядя Ваня», который шел при полном аншлаге в течение двух дней. В Калининградском областном драматическом театре не только ставили дополнительные ряды стульев, но и превратили оркестровую яму во второй партер.
     «Дядя Ваня» — это сильное и, как подчеркивают театральные критики, другое прочтение Чехова литовским режиссером Римасом Туминасом. От пронзительных монологов Владимира Симонова, Сергея Маковецкого, Анны Дубровской и Владимира Вдовиченкова о глубоком несчастье, не случившихся надеждах и миражах, наполняющих жизни их героев, выступают слезы. Минимум декораций, холодные, режущие лучи света и точно передающая настроение музыка, написанная композитором Фаустасом Латенасом, с отрывком из «Код Нидрей» Макса Бруха в исполнении Тимофея Докшицера усиливают атмосферу усадьбы в губернской глубинке.

Спектакль «Кухня. Откровения» театрально-цирковой компании «Семь пальцев»

     «Дядю Ваню» театр Вахтангова давал в Калининграде в 189‑й и юбилейный 190‑й раз, но будто впервые. О том, как удается сохранить эту магию, говорил Владимир Вдовиченков:
     Для нас «Дядя Ваня» — не просто спектакль, мы его буквально носим на руках и очень бережем.
     Трепетное отношение актеров к «Дяде Ване» подтвердила и Людмила Максакова, отметив, что в какой бы город они ни приезжали, спектакль всегда становится премьерой и особым, актерским экзаменом.
     Подводя итоги тринадцатых Сезонов, Давид Смелянский заметил, что в 2016 году фестиваль испытывал определенные сложности с финансированием и впервые из-за графика театров растянулся на полгода. Но уже есть планы на следующий сезон — выступление Дениса Мацуева с оркестром и «Евгений Онегин» в постановке Вахтанговского театра.

Софья Сараева

фотографии Станислава Ломакина